До самого большого христианского праздника осталось всего ничего. В домах украинцев в более-менее спокойных регионах уже полным ходом идет подготовка к Пасхе - война не отменяет праздник. Паски из разных уголков страны поедут и к военнослужащим – приготовление угощений для солдат давно стало традицией для многих украинцев, а некоторые села готовят паски и лакомства на фронт всем составом.
Какие традиции праздника и выпекания главного атрибута пасхальной корзины – паски - соблюдают в разных регионах страны, узнавала KP.UA.
На Подолье (Винницкая, Хмельницкая, частично Черновицкая, Тернопольская, Ивано-Франковская и Львовская области) традиционный пасхальный хлеб называют не пасками, а бабками. Это пышная сдобная круглая выпечка, которую в субботу освящают в церкви и ставят на праздничный стол. Также пекут куличи – это постный хлеб, который относят на кладбище как дань умершим. Этнографы отмечают, что кулич – украинское слово (от греческого - κόλλιξ), происходящее от «кулястий хліб», а не русское, как принято считать.
Бабку на Подолье украшают узорами из теста. Корзину с ней, накрытую рушником, в храм несут мужчины, а вот все остальное – крашанки, масло, мясное - в храм в другой корзине несут женщины.
Полесские (а это территории Волынской, Ровенской, Житомирской, Киевской, Черниговской и Сумской областей) паски пекут по простому рецепту и без лишних изысков – редко добавляют даже изюм и ванильный сахар. Зато обычного сахара не жалеют. Также добавляют отварную картошку, что позволяет паске долго оставаться мягкой. Украшали выпечку простыми узорами из теста и крестами.
В этих краях хозяйки до сих пор чтут старинную традицию замешивания теста на паску в бочке. Хорошо вымесив, деревянную посудину с тестом накрывают вышитым рушником и подпоясывают красным национальным поясом - крайкой. Сверху на рушник кладут деньги и веточки ивы – чтобы деньги водились и здоровье было, после чего бочку ставят на столбцы ворот. Считается, что восходящее солнце должно благословить тесто. Поэтому, чтобы успеть его вымесить до восхода солнца, хозяйка должна подняться ни свет ни заря – ведь тесту еще несколько раз подходить. А вот уже готовый пасхальный хлеб перед рассветом на улицу выносят те, кому не по силам дойти до церкви – обходятся «благословением» солнца.
На Прикарпатье (Ивано-Франковская и Львовская области) выпекают два вида пасхального хлеба. Сдобный с изюмом, для которого используется 15-30 яиц, также называют бабкой. А вот паска - это несладкий хлеб, для приготовления которого тратят всего пяток яиц. Когда печь немного остывала, хозяйки засовывали туда руки и ноги – чтобы не болели и могли долго работать.
За несколько дней до праздника, часто в Чистый четверг, дети посещают родственников – дедушек и бабушек, крестных. Эту традицию здесь называют «греть деда», или «сжечь старого». Во дворах в это время разжигают костры, после чего уже идут в гости, приговаривая: «Грійте діда! Грійте діда! Дайте хліба! Аби вам овечки, аби вам ягнички, аби вам телички». Старшие со словами «Гріємо, гріємо, даємо!» вручают детям сладости, пшеничные или ржаные булки с крестиками из теста – их называют кукуцами. Также считается, что домашний скот не будет болеть или страдать от злых духов, если его обкурить дымом от такого костра.
В Чистый четверг на Прикарпатье также обязательно вываривали соль, а в некоторых местах эту традицию соблюдают и сегодня. Эта соль считается сильнейшим оберегом. Ее же святят на Пасху.
В этой местности (частично территории Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской областей) традиционными считаются три вида пасхального хлеба – паски, колачи и бабки, или бабы. Дороже всего хозяйкам обходятся бабы – в разных старинных рецептах для них предписывается использовать от 100 до 120 желтков. Также добавляют сахар, изюм, цукаты и ваниль. Пасхальные бабы должны быть легкими и не портиться год. Их еще называют «тюлевыми» - в разрезе напоминают тюль.
Достав из печи, бабку слегка качали – чтобы не села. Затем выпечку оставляли на покрытом соломой сундуке, накрыв полотном.
Паски обходятся намного дешевле бабок и почти ничем не отличаются от колача – разве что чуть слаще.
Традиционную галицкую паску украшают крестом из теста, косичками и колосками, птицами-кукушками со сложенными крыльями, а колач – только косичкой.
Также на Галичине выпекают барашки из листового или песочного теста. Их обязательно несут освящать в церковь, а затем ставят на пасхальный стол – они символизируют жертвенность Иисуса Христа.
Страстный понедельник – последний перед Пасхой - на Львовщине называют «красный торг», с этого дня начинаются праздничные закупы.
Здесь (Харьковская, частично Луганская и Сумская области) хозяйки на пасхальной выпечке тоже не экономят – на праздничный хлеб не жалеют и полсотни яиц. Некоторые добавляют в тесто коньяк или водку – так паска дольше не засыхает.
По традиции, украшают паску крестом и шишкой из теста, а перед освящением втыкают в нее освященную неделей ранее веточку ивы. Эту шишку после освящения хозяйка относила корове-кормилице – как оберег. Сейчас шишки все чаще отдают детям.
Традиционной пасхальной выпечкой в Донецкой и Луганской областях считаются ванильная и творожная паски. Ванильную местные хозяйки готовят на молоке с добавлением изюма. Обязательно покрывают глазурью из сахарной пудры и белков и цветной посыпкой. Для творожной используют творог, перетертый в однородную массу, цедру, цукаты, изюм, десяток или больше яиц. Ее выпекают в форме пирамиды, которая символизирует Гроб Господен.
За праздничный стол в Донецкой и Луганской областях зовут всех родственников. Плохой приметой считается, если крошки освященной паски падают на пол.
Для пасок в Одессе продавали специальную муку тончайшего помола, которую называли пасхальной или царской. Фото: odessa-life.od.ua
Одесские хозяйки выпекают паски только из муки самого тонкого помола и высшего сорта. Специальную муку на юге раньше называли пасхальной, или царской, и продавали по объявлениям перед праздником. Выпечку украшают узорами из теста и барашками из масла.
Пасхальную выпечку в Бессарабии готовят не только для себя, но и для друзей и родственников – как поздравление с праздником. Также на Пасху в Одесской области принято дарить небольшие подарки друг другу.
Одной из важных традиций в этой местности ранее было бодрствование в пасхальную ночь. Считается, что тогда весь следующий год хозяева в семье будут бодрыми, а дети, наоборот, будут нормально засыпать. Если же кто-то просыпал эту ночь, его ждала вялость и слабость и ночные бдения у детской колыбели. Тех, кто нарушал традицию, обливали или купали в холодной воде – так люди выражали свое осуждение.