21 ноября
Загрузить еще

Болгары из села на Одесчине: Каждый из наших обрядовых хлебов имеет свое значение

Болгары из села на Одесчине: Каждый из наших обрядовых хлебов имеет свое значение
Фото: bessarabia.ua

Бессарабское село Криничное на самом юге Украины может похвастать старинными болгарскими традициями, которые здесь соблюдаются по сей день.

Родословную составляют по именам

Например, здесь до сих пор называют детей в честь дедушек и бабушек – первенцев в честь тех, с кем живут, вторых – в честь других. А живут с родителями болгары обязательно – редко кто строит жизнь отдельно.

Татьяна Янчева-Дукова - хранительница старинного рецепта болгарского хлеба. Фото: facebook.com/skytanya

Татьяна Янчева-Дукова - хранительница старинного рецепта болгарского хлеба. Фото: facebook.com/skytanya

- Моя старшая сестра - полная тезка моей бабушки, только другой год рождения, а я, как второй ребенок, должна была быть названа по бабушке мамы, - рассказывает KP.UA режиссер, общественный и культурный деятель болгарского происхождения Татьяна Станева. – Ее звали Надеждой, но рядом соседка и родственница - тоже Надежды, поэтому мне дали имя Таня, нарушили правило. Могут уступить, если хотя бы первого ребенка назвали в честь бабушки или дедушки. Поэтому у нас в селе у жителей повторяются имена и отчества.

Именно это помогает местным установить свою родословную вплоть до седьмого-восьмого колена – их предков, которые первыми переселились в Бессарабию. Также здесь интересная традиция кумовства – нынешних младенцев крестят дети крестных их родителей. Они же участвуют в обряде венчания на свадьбе. Это должна быть семейная пара из одного и того же рода.

Болгарский хлеб признали культурным наследием Украины

Обрядовый хлеб – одна из таких традиций, которые сохранились у украинских болгар до сегодняшних дней. Недавно он попал в список культурного наследия Украины. Его выпекают на День Георгия – 6 мая по григорианскому календарю.

- Обрядовый хлеб готовит самая старшая женщина в семье – она выпекает пять хлебов из одного замеса теста, - объясняют местные. – Печь топится еще с вечера - виноградной лозой и кукурузными стеблями, а для теста используется закваска, основой которой являются хмелевые и винные дрожжи, а также мука, соль и вода. Исторически для такого хлеба использовали старинный сорт муки «Камут» из арнаутки – пшеницы с белым и твердым зерном.

Каждый из пяти хлебов имеет свое значение. Боговицу пекут в честь Бога и святой Богородицы. Это украшенный четырьмя перекрестными жгутами в форме цветка хлеб, которые символизируют солнце и пробуждение природы весной. Рангель выпекают в честь Архангела Михаила – это фигурно переплетенный хлеб из двух или нескольких жгутов с обязательным сквозным отверстием посредине для ритуальной чаши с вином.

Обрядовый хлеб готовит самая старшая женщина в семье. Фото: facebook.com/skytanya

Обрядовый хлеб готовит самая старшая женщина в семье. Фото: facebook.com/skytanya

Если в доме есть Георгий – приносят в жертву барана

Каравай хозяйки делают в честь святого Георгия – это самый большой хлеб из пятерки, который состоит из переплетенных жгутов. Еще два символизируют сам праздник и называются Ушчарки – это хлеб для пастухов с фигурами-символами: открытый загон для овец, непарное количество маленьких шариков из теста, которые символизируют овец, жгут в виде крюка – посоха пастуха и фигурка пастуха. На коллективную трапезу на улицу или во двор с открытыми воротами хозяйки выносят обрядовый хлеб к пяти часам дня.

- Георгий Победоносец считается покровителем овцеводства, которое очень развито в наших краях, - продолжает Татьяна Станева. – Это также наши предки принесли с Балкан. После Георгия овец выгоняют пастись в поле – до этого их держат около дома.

Если в семье есть Георгий или Георгиевич, по словам Татьяны Станевой, тогда обязательно режут барана и запекают в печи курбан – жертву, в переводе с тюркского языка. Сейчас одного барана могут между собой делить два двора – чтобы мясо не оставалось. 

- У нас на праздник собираются по половине улицы – всю улицу в одном месте не соберешь, очень длинная, - продолжает Татьяна. - Каждый приносит свой курбан, свое вино – за столом подают друг другу свое блюдо, пробуют. Если все не съели – несут угощения домой. Перед застольем зовут священника или сами молятся, потом – танцуют. А если найдут медведку - вешают. Вот прямо голову обматывают ниточкой и вешают. Есть такое поверье - если найти медведку и повесить ее, то будут дожди – это радость. Дети в этот день бьются лопухами – на здоровье. Также в этот день принято девочкам подрезать косы – считается, что волосы будут хорошо расти.

К праздничному столу обязательно подают и обрядовый хлеб. Заканчивается День Георгия в Криничном традиционными болгарскими танцами, которые дети учат, видя, как танцуют взрослые, с малых лет.

Пять хлебов выпекается из одного замеса теста. Фото: bessarabia.ua

Пять хлебов выпекается из одного замеса теста. Фото: bessarabia.ua

14 февраля отмечают День винодела

Георгиев день – это одна из традиций, которую соблюдают в каждой семье болгарского села. Он заканчивает зимний цикл праздников, который начинается с Дмитриевого дня - 8 ноября.

- Отмечаем также болгарский праздник «Трифон Зарезан» (в честь христианского священника, в день казни которого на все виноградники напали насекомые – его просили защитить их. – Авт.), – отмечает Татьяна Станева. – Он празднуется 14 февраля. Трифон Зарезан - покровитель виноделия. В этот день делают первое ритуальное обрезание лозы, потом – гуляния.

В Криничном сохранился старый болгарский диалект, который современный язык уже давно поглотил и в самой Болгарии. Он более мягкий. В быту селяне до сих пор говорят только на болгарском.

Праздники винодела в Крынычном отмечают 14 февраля - в этот день проводят первую обрезку виноградной лозы. Фото: facebook.com/dmytrodimitrov

Праздники винодела в Крынычном отмечают 14 февраля - в этот день проводят первую обрезку виноградной лозы. Фото: facebook.com/dmytrodimitrov

С албанцами из соседнего села общаются по-русски

Село Криничное окружено такими же моноселами, в которых уже два века живут другие народы, сохраняя свои традиции и язык. Соседствует с албанским селом Каракурт, неподалеку – гагаузское (тюркоязычный народ. – Авт.), молдавское, есть также село, в котором поселились бежавшие из Российской империи старообрядцы – липоване. Гагаузы и албанцы также отмечают Георгиев день. С соседями общаются на русском языке.

- В этой местности девять раз менялась власть, так что здесь шутят в ответ на вопрос, когда было лучше – при румынах или Советах: «Когда румыни ушли, а советы еще не пришли», - улыбается Татьяна Станева. – Украинское село уже есть ближе к Одессе. Хотя нет, в Измаильском районе есть село Кислица, которое когда-то заселили казаки (донские казаки-некрасовцы, сбежавшие от крепостного права. - Авт.).

Летом праздников меньше – страда. В окрестностях Криничного селяне выращивают лук-севок «арпаджик» - причем научились это делать только здесь. Вырастить и собрать – это целая технология. Соседи, как ни старались, не смогли перенять эти навыки. А этот лук раньше был почти что на вес золота. От того село росло и богатело – дома здесь богатые.

- Раньше, когда еще процесс не был механизирован, мы почти на целый август выезжали в поле и жили там в палатке, - вспоминает Татьяна Станева. – А вы понимаете, что такое август на юге Украины! Перед этим землю орошали, чтобы можно было собрать луковицы. У меня моральная травма детства – все свои дни рождения 11 августа я проводила в поле. Поэтому день рождения моей дочери мы всегда отмечаем! Хотя, может быть, это нас и приучило тому, что нет «не хочу», «не буду» - есть только «надо»!» Есть сроки, и ты не можешь их сдвинуть. Не соберешь лук - пойдут дожди, и все пропадет. Наше село можно считать кузницей кадров – неуспешных людей у нас нет, а много и выдающихся, которые обязательно что-то хотят сделать для села.

Кто бы ни уехал отсюда учиться – все скучают и возвращаются, ведь «только там ты можешь чувствовать себя болгарином и говорить на болгарском языке». Связи с Болгарией сохранились не у всех.

Татьяна Станева
Татьяна Станева
Досье Коротко про

Украинский режиссер, журналист, краевед, культурный деятель. Родилась 11 августа 1984 года в селе Криничном Одесской области. С начала войны работает для болгарского телевидения.

Сняла полнометражный документальный фильм «Место силы» о своем родном селе, в котором рассказывается о 200-летней истории болгар-переселенцев в Одесской области, основавших Криничное. Фильм презентовали на международных фестивалях в Болгарии и Чехии, также он вышел на украинских экранах. По его мотивам планируют создать компьютерную этноигру.