Более полувека инженер-строитель Аркадий Гольдман из Днепра занимается деревянной скульптурой, пытаясь таким образом объяснить мир.
Но в последнее время мирные сюжеты потеснила война. Аркадий Давидович уверен, что это не навсегда.
Как и подобает правильному еврейскому юноше, после школы Аркадий поступил в институт, но окончив его, не стал гнаться за чинами и должностями. И пусть дипломированный инженер-строитель не слишком поднялся по карьерной лестнице, зато сумел «взойти в себе» - стал внутренне свободным и способным реализовывать свои самые смелые замыслы. Такое большинству карьеристов и не снилось.
- К карьере я был равнодушен, - констатирует выпускник ДИСИ Аркадий Давидович Гольдман. – Особенно если карьерный рост связан с ущемлением свободы. Почти за полвека прошел путь от чертежника до главного специалиста, технолога. Но никогда не стремился наверх.
Видимо, этому способствовала и предрасположенность к творчеству.
А начало увлечению скульптурой положила поездка на Северный Кавказ. Идя по дну ущелья вдоль берега бурной горной реки, Аркадий Гольдман внимательно рассматривал завалы из упавших деревьев и обнаружил корни самых причудливых форм. Тогда все и случилось. Первая работа – «Страусенок» - появилась, когда по приезде домой на городской площади нашел корень, напоминающий птицу. С помощью одного только перочинного ножа он обнажил спрятанную в дереве метафору.
Впрочем, природа подсказывает ему только идею. Остальное он домысливает сам. Здесь, считает Аркадий Давидович, очень важно сохранить остроту детского восприятия, восторг от красоты мироздания, восхищение от совершенства всего летающего, плавающего, ползающего, будь то стремительный полет ласточки или поражающая формой и расцветкой океанская раковина.
По мнению художника, в дело может пойти практически любая порода дерева. У каждой – своя структура, и каждая требует особого подхода.
- Материал далеко не всегда диктует тему, - разъясняет Аркадий Давидович. – Очень часто приходится корпеть над поленом, как папа Карло. В среднем же на одну работу уходит полтора-два месяца.
Говорят, что природа раскрывает секреты самым одаренным. В очевидности этой истины Аркадий Давидович убеждался не однажды. Как-то он нашел на берегу Днепра удивительный корень и долгое время не мог понять, что в нем заключено. Но потом работа пошла с таким творческим подъемом, что спустя короткое время, кажется, сама собой появилась композиция «Девушка с дельфином».
- Корни и наросты, являясь великолепным материалом для скульптуры, подсказывают нестандартные пластические решения, - рассказывает мастер. – Скульптурой из природного материала можно не только подчеркнуть пластику человеческого тела, но и выразить определенные черты характера.
Бывает так, что тему для композиции подсказывает реальная жизнь.
- Когда дочь разводилась с мужем и первый внук остался без отца, возник замысел работы «Развод», - вспоминает скульптор. – Такой трагический образ: отец и мать тянут ребенка в разные стороны, а сам малыш завис над пропастью.
Вообще, по мнению скульптора, люди недостаточно задумываются о нравственности и морали, о добре и зле, о ненависти и любви.
- Нам всем нужно задуматься, что мы оставим в наследство потомкам, - отмечает мастер. - Мы слишком спешим, а наши души не успевают за нами. Но каждый человек на своем участке может создать цветущий сад и сделать прекрасное хотя бы в пределах собственных владений. Нам стоило бы несколько поумерить свое стремление к комфорту и повернуться лицом к природе. Сам город незримо давит на человека, заставляя ощущать себя маленькой частицей огромного людского муравейника. Здесь нет настоящей природы. Нет неба и звезд. Есть монотонность и серость существования, мир беспрерывной купли-продажи. Может, потому люди боятся остаться наедине с собой, подумать о смысле жизни, о будущем.
С началом полномасштабного российского вторжения в Украину горожане увидели звезды. Из-за светомаскировки. Война многое поменяла в головах и понятиях украинцев. Как она повлияла на творчество «мирного» инженера-пенсионера?
- У меня детство совпало с войной, - рассказывает собеседник, - Вся моя родня была на фронте. Братья, дяди, тети. Да и меня война, как грозная дождевая туча, накрыла с головой. Собственно, настоящего детства никогда и не было. Сначала эвакуация. Меня и старшего брата не с кем было оставить, и мама брала нас на работу. Там госпитальные палаты пропахли бедой и смертью. Как-то радости в моей мальчишеской жизни немного было. Запомнился страх. Даже после победы, когда слышал гул самолетов, казалось, что сейчас начнут бомбить. Ну и голод, разруха, хлеб по карточкам. Очень хотел я, чтобы родители купили мне трехколесный велосипед. Но этой мечте не случилось сбыться. Денег в семье не хватало на такие «излишества». Никогда не думал, что спустя десятилетия в моей жизни объявится война-беда.
Первая работа антивоенного цикла появилась сразу после оккупации Крыма. Вражеский сапог завис над полуостровом. Всем понятно, что главный виновник аннексии Крыма – Путин. Его образ мастер воплотил в работе «Исчадие ада». Это не самая философская и глубокомысленная работа, зато точная и всем понятная. Очень выразительна скульптура «Лицо войны». И это понятно. Какое тут может быть «лицо»? Ужасное и безобразное. Лицо смерти.
Последняя пока скульптура этого цикла – «Русский военный корабль пришел к месту назначения».
- Лет 20 назад неподалеку от Новомосковска нашел в лесу корень ясеня и все не знал, куда его использовать. И вот случай представился. Из него сделал подобие фаллоса, на котором и находится русский корабль.
Верю, что война обязательно закончится нашей победой. У меня есть работа «Имперские амбиции». В свое время такие амбиции имели Сталин и Гитлер. Сейчас такие же амбиции у Путина. Но всем тиранам рано или поздно придет конец. Сюжет скульптуры «Конец империи» пророческий: украинский трезубец вонзается в двуглавого российского орла. Так однажды и случится. Империя зла будет повержена. Пусть в светлом мирном будущем будут жить наши дети, внуки, правнуки. Быть может, мой правнук Давид тоже станет скульптором. Почему бы и нет?
Пока, впрочем, Давид о мечте своего прадеда и не догадывается. Малышу только пару дней назад исполнилось девять месяцев.
Ну и, конечно, хочется, чтобы в работы Аркадия Гольдмана вернулся мир. Пусть не сейчас, не сразу, а после Победы. Когда доброта, милосердие и мудрость станут особенно востребованными.