Загрузить еще

Новое увлечение подростков: какие опасности скрывает игра «Красная дверь, желтая дверь»?

Новое увлечение подростков: какие опасности скрывает игра «Красная дверь, желтая дверь»?
Фото: gamejolt.com

Среди детей и подростков стремительно набирает популярность игра с элементами мистики под названием “Красная дверь, желтая дверь”. На удивление, как для современных детей, это игра не онлайн, а в реальном пространстве и времени.  Тренд пришел из TikTok недавно, но уже успел вызвать беспокойство среди родителей и привлек внимание экспертов. Чем же вызвана такая реакция? Может ли эта игра представлять угрозу для несформировавшейся психики? Разобраться в ситуации Коротко про помогла детский и подростковый психолог Татьяна Пугаченко.

Бесконтрольное воздействие на сознание опасно

Психолог Татьяна Пугаченко. Фото: личный архив

Психолог Татьяна Пугаченко. Фото: личный архив

Немного об игре. Выглядит она следующим образом: один ребенок ложится на пол, кладет голову на колени другому. Второй начинает массировать первому виски, повторяя фразу: “Красная дверь, желтая дверь” или любая другая дверь. После этого испытуемый должен описать комнату, которую представляет в своем воображении.
Если ребенок перестает реагировать на ведущего, как обычно, или отвечает отрывисто, считается, что он “застрял в параллельном мире”. В этот момент игру нужно остановить.
Поговаривают, что от таких поглаживаний ребенок может впасть в транс и столкнуться с пугающими образами и страшными существами. Наличие этих образов зависит от фантазии ребенка, возможных травм и страхов. К чему это может привести? Рассказывает психолог.

- Татьяна, что вы думаете об этой новомодной игре “Красная дверь, желтая дверь”? Стоит ли родителям паниковать или пусть себе дети играют?

- Когда я заканчивала университет, у нас был курс по танатотерапии. По описанию, игра напоминает именно ее. Таким же образом человека погружают в подсознание. Его голова тоже лежит на руках другого человека, сознание “запутывается” - человек погружается в промежуточное состояние между сном и бодрствованием.

Это своего рода транс или гипноз, при котором всплывают глубинные образы. Они помогают прожить травматический опыт, осознать, что беспокоит человека.

Насколько я помню, такие практики допустимы только с 16-18 лет, когда психика и психические процессы уже сформированы. Думаю, если использовать подобные техники без должных знаний и подготовки, психике можно навредить. Может всплыть непрожитая травма, а это повысит уровень тревожности и возбудимости у ребенка.

Если у ребенка неустойчивая психика, например, он травмирован или находится в пограничном состоянии, игра может спровоцировать дебют некоторых психических заболеваний. Особенно если есть предрасположенность к шизофрении или эпилепсии. 

Думаю, некоторым детям игра действительно может нанести вред.

- Раз уж игра напоминает танатотерапию, как должен выглядеть правильный "выход" из гипноза, в который погружается человек? Например, он столкнулся со своими страхами - что дальше?

- В профессиональном варианте человек выходит из транса и вместе со специалистом анализирует возникшие образы: что они могут означать, с чем они связаны. Важно не "законсервировать" страх, а осознанно прожить поднявшиеся эмоции. 

Например, если человек видит разрушающийся дом - это может быть отражением внутренней травмы. Задача - перевести эти образы из подсознания в сознание и проработать их. 

То, что мы переводим на сознательный уровень, перестает на нас влиять. Разумеется, в детском варианте игры ни о каком анализе речи не идет.

- Наверное, будет игра безобидной или окажется вредной - во многом зависит от самого ребенка?

- Конечно. Бесконтрольное воздействие на сознание опасно, как и любое неуправляемое вмешательство.

- То есть психологические риски существуют? 

- Да, возможны ночные кошмары, усиление тревожности. Могут проявиться скрытые генетические заболевания, которые при благоприятных условиях остались бы неактивными. Игра может ускорить их дебют.

- Могут ли возникнуть психосоматические симптомы вследствие подобных игр - головные боли, учащенное сердцебиение?

- Если игра повышает тревожность, то возможны тахикардия, хроническое напряжение, скачки давления, головные боли. Но это необязательно.

- Есть ли риск, что ребенок “застрянет” в этом трансе после окончания игры?

- Думаю, нет.

Для здорового взросления важен не тотальный контроль, а наставничество

- В каком возрасте дети наиболее уязвимы к таким воздействиям? Когда не стоит играть в подобные игры?

- Самый чувствительный период - 12–16 лет.

- То есть подростковый возраст. Почему подростки вовлекаются в подобные ритуалы? Это мода, интерес к запретному или групповое давление?

- Думаю, дело не в запрете - многие просто не знают о возможных последствиях.

Игра - естественная часть детства. До семи лет игра является основным способом познания мира, а затем остается источником удовольствия. Взрослые тоже играют, просто выбирают более сложные формы игр.

Сегодня игры стали формой общения. У современных детей мало возможностей для свободного взаимодействия - они часто общаются через онлайн-игры, где создают персонажей и совместно проживают сюжеты. Например, в стиле DnD (настольная ролевая игра в жанре фэнтези. - Ред). 

Для ребят это и развлечение, и способ поддерживать социальные связи, делиться опытом. Детей всегда привлекало новое и необычное - отсюда и интерес к подобным экспериментам.

- Если вспомнить наше детство, мы тоже играли в странные игры, и, как ни удивительно, выжили. На фоне некоторых из них игра “Красные двери, желтые двери” кажется безобидной…

- На первый взгляд - да. Однако любая игра может стать опасной, если не учитывать особенности психики ребенка. 

Например, компьютерные игры перевозбуждают нервную систему, а у детей с нарушенным механизмом торможения это вызывает агрессию. Те, кто склонен к зависимостям, могут потерять самоконтроль. 

Что угодно может быть как безвредным, так и рискованным - все зависит от контекста. 

Вспомните, как в детстве мы вызывали “духов” или играли в другие мистические игры. Это всегда будоражило воображение. Однако без учета индивидуальных особенностей ребенка такие эксперименты могут иметь негативные последствия.

- Подобные игры сложно запретить. Но если игра (или другая активность) напугала ребенка или не дай бог спровоцировала начало каких-то заболеваний, как лучше поступить родителям? 

- Если у ребенка повысилась тревожность, появились проблемы со сном или навязчивые мысли - поможет психолог. 

Если же проявления более серьезные - визуальные или слуховые галлюцинации, бред - это уже компетенция детской психиатрии. В таких случаях обычные методы не помогут.

- А если ребенок разговаривает сам с собой? Это тревожный признак?

- Если это внутренний диалог (взрослые тоже бормочут себе под нос) - ничего страшного. То же самое, если ребенок таким образом себя успокаивает. Но если это диалог с воображаемым персонажем - стоит проконсультироваться со специалистом.

- Вы упомянули, что 12-16 лет - самый уязвимый возраст. Как помочь ребенку благополучно пережить этот период без последствий для его будущего?

- Ключевое - доверительные отношения со взрослыми. Подростку важно знать, что он может поделиться с родителем или другим значимым взрослым чем угодно, без страха осуждения или наказания. 

Нужен не тотальный контроль, а именно наставничество, чтобы к подростковому возрасту у ребенка был взрослый, которому он действительно доверяет.