Украина массово избавляется от памятников, топонимов – всего того, что как-то культурно или исторически связывает нас с оккупантами. Недавно под снос пошел монумент «воссоединения Украины и России» один из элементов композиции – Арка дружбы народов в Киеве. Сама дружба закончилась давно. Например, в 2018 году на арке изобразили трещину в знак солидарности с украинскими политзаключенными, которых путинский режим удерживает в тюрьмах.
Сейчас власти столицы думают, как поступить с другими элементами композиции и еще с десятком других памятников и сотней улиц, которые вызывают далеко не дружеские чувства. Своим видением этой ситуации с «КП в Украине» поделился бывший главный архитектор Киева Сергей Целовальник.
- В конце 70-х украинские государственные деятели, поддерживая единый духовный порыв ознаменовать 60-летие создания Союза монументальной пропагандой Дружбы населяющих его народов, доверили известным киевским «мытцям» создать в самом сердце исторического Киева «нетленный» ансамбль, выражающий заказанный «апофеоз». Вопрос истинности дружественных чувств украинского и русского народов тогда, понятное дело, не ставился, - иронизирует Сергей Целовальник.
Лично для себя архитектор давно определился на эту тему.
- Помню, кажется, в 2015 году, ответил журналистам на вопрос о моем отношении к судьбе арки-радуги. Сказал, что согласен с предложением тогдашнего временного главы Киевской администрации о ее сносе. Как же на меня тогда набросились СМИ! Мол, как может архитектор, да еще и главный, нести такую чушь? - поясняет наш собеседник. – Но уже тогда у меня не было сомнений, что арку со временем снесут.
Тогда, это – в 1982 году, когда ее возвели, киевляне тут же нарекли ее «ярмом». Сколько только шуток о ней не слагали, от колеса «надземно-подземного обозрения» до первого в мире «вертикального мини-адронного коллайдера».
- Но давайте посмотрим на ансамбль с художественной и градостроительной точки зрения. Арка, патетически выпирающая по оси Крещатика из-за здания филармонии, не «работает» как доминирующий в композиции монумента элемент, рассчитанный именно на восприятие ансамбля с центральной улицы Киева, - поясняет архитектор. – И, слава Богу! Не хватало нам еще иметь «руське ярмо» над центром столицы Украины! Последнее, что хотелось бы добавить – ничего там не надо переделывать, чтобы оправдать существование всей композиции. Вымести этот мусор (титан сохранить!) вон и забыть! Только так!
Памятник под аркой убрали. А вот на счет самой арки – еще ведутся споры. Фото: facebook.com/Vitaliy.Klychko
С аркой - дело понятное. Дружбы нет и близко, а значит, и не место такому сооружению в самом сердце столицы. Несколько сложнее обстоят дела с памятниками конкретным личностям, их судьба носит характер культурологический, а не градостроительный. Поэтому бывший главный архитектор Киева призывает подходить к этому вопросу рассудительно и пока не трогать памятники тому же Николаю Ватутину или Николаю Щорсу.
- Война разрушает не только жизни людей, здания, природу, но и культуру народа, страны. Потому кацапы и сжигают наши книги и музеи. Мы же не такие. Последствия российского культурного наследия надо утилизировать обдуманно. Не рубить с наскока. Ну вот как быть с Максимом Горьким, который, к слову, писал: «Скорость, немедленность рефлекса нужны, чтобы закричать «ура!» или ударить в морду.
Но чтобы вбить в человеческий мозг познания, нужно, кроме таланта, время, терпение, любовь к труду и мастерство», - рассуждает Целовальник. – Николай Ватутин. В Битве за Киев «положил» в семь раз больше «своих», чем фашистов. Сейчас мы воюем и понимаем соотношения потерь. В 1943 Киев освободили к «октябрьским» праздникам (6 ноября). Вероятно, людей гнали на смерть к «дате». Но все-таки, он вошел в историю Киева. Или Николай Щорс. Тоже большевик. Хоть сам украинец, рубал украинцев. А его образ вошел в память народа как героя. Я бы пока не трогал не только эти, но и другие памятники, за исключением тех, которые явно вредят нашей культуре и истории.
Другое дело - советские памятники, как правило, в виде военной техники. Обычно это танк Т-34 времен Второй мировой войны. Или истребитель.
- Эти военные атрибуты не имеют никакой художественной, градостроительной или архитектурной ценности. Это просто напоминание о том, на чем москали регулярно ездили «за кордон». Увековечение таких символов приводит к «триумфу победобесия». Лучше избавиться от всего этого металлолома и на его месте все красиво благоустроить, - считает архитектор.
Та же участь должна постигнуть и наиболее масштабный киевский монумент – «Родину-Мать».
- Не сейчас, но «Брунгильду», обязательно снесут. Так в молодости мы ее называли из-за отчетливых «тевтонских», а не украинских, черт скульптуры московского автора Вучетича. Ккстати - монумент в Трептов парке Берлина с воином-меченосцем и девочкой на его руках, который стал мемом - орк с унитазом вместо девочки – тоже его работа, - говорит наш собеседник. - Все надо снести и сделать прекрасный парк с соответствующим этому историческому месту уважением. И тем самым поставить точку в споре: что выше – крест Лаврской колокольни или меч «Брунгильды» (она же – «Лаврентьевна» - второе имя скульптуры происходит из ее желания подавить колокольню в силуэте Печерска).
Памятник Богдану Хмельницкому указывает булавой на Москву. А это что-то да означает. Фото: president.gov.ua
Если рассматривать ситуацию с памятниками максимально придирчиво, то и скульптура Богдана Хмельницкого на Софийской площади может пойти под снос. Грубо говоря – ведь это он отдал Украину во власть московскому царю.
- Вообще памятники историческим фигурам сносить или переделывать, считаю, в корне неправильным. Вспомните Рим: если бы итальянцы периодически сносили памятники всем своим «гегемонам», что бы мы там увидели? Ничего! - поясняет Сергей Целовальник. - Гетман Богдан-Зиновий Михайлович Хмельницкий – историческая фигура. Архитектор Николаев и скульптор Микешин создали в 1888 году его памятником символ Украины.
Хоть у памятника и есть определенная погрешность: в нем присутствует очевидная диспропорция, из-за чего конь под Богданом представлен несколько мелковатым. Но это распространенная ошибка скульпторов, с памятником гетману Сагайдачному та же история.
- Я б оставил «Богдана» в покое. Кстати, он указывает на московию булавой! А это что-то да означает, - отметил архитектор.
Не менее оживленно обсуждаются и памятники русским писателям. Однозначного ответа у бывшего главного архитектора столицы на этот вопрос нет.
- Взять хотя бы Достоевского – спорный писатель, но у него есть и такое о русских: «Народ, который блуждает по Европе и ищет, что можно разрушить, уничтожить только ради развлечения». Или Салтыкова-Щедрина с его: «Если русским предоставить выбрать себе предводителя, они выбирают самого лживого, подлого, жестокого, вместе с ним убивают, грабят, насилуют, впоследствии сваливают на него свою вину. Спустя время церковь провозглашает его святым». Ну разве не предупреждение это было, скажите? Так за что же их наказывать? - задается вопросом наш эксперт.
А вот чего точно делать не стоит, так это инсталляций, посвященных мародеру-оккупанту (мемы, которые мы могли видеть в сети, где русский солдат стоит с унитазом в руках). Ни единого напоминания об этих «орках» не должно быть на нашей святой земле. К тому же такие инсталляции, по мнению нашего собеседника, совершенно антихудожественные.