Загрузить еще

Изменения в трудовом законодательстве: что нас ждет в ближайшее время

Изменения в трудовом законодательстве: что нас ждет в ближайшее время
Фото: Кузьмин Александр / УНИАН

На «шпагате»

Споры о том, нужно ли менять нынешнее трудовое законодательство, идут не первый год. В то время как одни говорят, что не нужно ломать то, что хоть как-то работает, другие отмечают, что как раз работать-то старое законодательство и не дает. Мол, в то время как страна семимильными шагами идет по пути рыночной экономики, трудовые отношения все еще регулируются устаревшим КЗоТом, принятым полсотни лет назад - в далеком 1971 году. То есть разработан он был в те времена, когда единственным работодателем было государство.

Сегодня же бизнесу приходится буквально «сидеть на шпагате», разрываясь между необходимостью соблюдать действующее трудовое законодательство и нанимать работников в современных условиях. Многие эксперты и участники рынка считают существующие трудовые отношения слишком зарегулированными и требуют их упрощения.

Такие упрощения предусмотрены законопроектом №5388 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дерегуляции трудовых отношений», который 21 сентября был рассмотрен ВР и принят за основу.

«На сегодня документальное сопровождение трудовых отношений с наемными работниками в значительной мере бюрократизировано и сложно, поскольку существует ряд законодательных требований по составлению тех или иных документов и соблюдения определенных процедур, - говорится в пояснительной записке к документу. - При этом некоторые из этих процедур не соответствуют современным реалиям, не несут в себе никаких полезных функций и являются обузой для бизнеса. Более того, работодателю приходится тратить значительное количество финансов и времени для соблюдения указанных требований законодательства».

По мнению авторов документа, запутанные и в то же время формальные процедуры являются своеобразным «стоп-сигналом» для работодателя, намеревающегося принять сотрудника на работу. Аналогичная ситуация и с документами, сопровождающими трудовые отношения. Эти два фактора пугают даже тех работодателей, которые привыкли работать в правовом поле.

Об уменьшении роли профсоюзов

Целью документа его авторы называют либерализацию и дебюрократизацию трудовых отношений, что, по их мнению, должно упростить ведение бизнеса и способствовать легализации труда наемных работников. Законопроект №5388 вносит изменения в Кодекс законов о труде, законы Украины «Об отпусках», «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности».

Например, законопроектом предусмотрено сокращение полномочий профсоюзов в деле согласования графиков работы, отпусков, сверхурочных работ, работы в выходные дни, расторжения трудового договора и т.д. В частности, решено исключить из КЗоТ статью 43, согласно которой для расторжения трудового договора по инициативе собственника требуется согласие представителя профсоюза.

Противники законопроекта видят в исключении данной статьи наступление на права работника и прогнозируют: наемные работники станут еще бесправнее, чем сегодня. Сторонники же нововведения предлагают всем вспомнить, когда вам в последний раз профсоюз помогал хоть в каком-то из вышеперечисленных пунктов и когда он заступался за сотрудника, которого решили уволить.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня отечественные профсоюзы утратили ту роль, которую они играли 30-40 лет назад, но при этом так и не приобрели влияние, каким они обладают в развитых странах. Поэтому, возможно, действительно есть смысл уменьшить роль профсоюзов в реализации некоторых функций и отдать решение этих вопросов работнику и работодателю. Повторимся - отдать законодательно, потому что в реальности профсоюзы и без того не принимали в этом участия. Так что катастрофы, скорее всего, не случится.

О трудовых договорах

Документ предлагает закрепить дополнительные по сравнению с действующим законодательством условия трудового договора. Например, работник и работодатель могут предусмотреть дополнительные права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда, условия прекращения договора.

Законопроект устанавливает, что трудовой договор может быть бессрочным (то есть заключаться на неопределенный срок) и срочным (то есть заключаться на определенный срок, но не более чем на пять лет). При этом КЗоТ дополняется новой статьей, которая дает полный перечень оснований для заключения срочного трудового договора, среди которых замещение временно отсутствующего сотрудника; на время выполнения определенных работ; для выполнения неотложных работ по ликвидации последствий стихийного бедствия; с работниками патронажной службы; для выполнения общественных работ; с творческими работниками СМИ, театров, концертных организаций и т.д.

В срочном трудовом договоре, составленном в письменной форме, могут устанавливаться дополнительные основания для его прекращения. При этом собственник обязан проинформировать сотрудника на срочном договоре о вакансиях, которые предусматривают возможность заключения бессрочного трудового договора.

Кстати, новая редакция статьи 39-1 предусматривает, что, если по окончании срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требует их прекращения, действие этого договора считается продолженным на неопределенный срок.

Соответственно, были внесены изменения во все статьи КЗоТ, где те или иные действия ранее были предусмотрены правилами внутреннего распорядка. Например, если сегодня статья 58 КЗоТ устанавливает, что при сменной работе «работники чередуются в сменах равномерно в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка», то новая редакция гласит, что «работники чередуются в сменах равномерно в порядке, установленном в трудовом договоре, составленном в письменной форме, правилами внутреннего распорядка или графиками сменности».

Или если сегодня в статье 66 говорится, что время начала и окончания перерыва на отдых и обед «устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка», то по-новому этот абзац звучит так: «Время начала и окончания перерыва устанавливается в трудовом договоре, заключенном в письменной форме. Время начала и окончания перерыва также может устанавливаться правилами внутреннего трудового распорядка и/или графиками сменности».

Об испытательном сроке

А вот распространяющаяся сегодня информация о том, что изменения дают полный список тех, кого не коснется испытательный срок, не вполне соответствует действительности. Дело в том, что нынешняя статья 26 КЗоТ, которая и устанавливает, для кого не предусмотрен испытательный срок, является гораздо более широкой. Изменения вычеркивают из этого перечня молодых специалистов; лиц, уволенных в запас с военной или альтернативной службы; лиц, выбранных на должность; победителей конкурсного отбора на замещение вакантной должности; лиц, которые прошли стажировку с отрывом от основной работы; одиноких матерей, которые имеют ребенка до 14 лет или ребенка с инвалидностью и т.д.

В итоге окончательный список оказался очень узким. Испытательный срок не устанавливается в случае заключения трудового договора:

  • с человеком, не достигшим 18 лет;
  • с беременной;
  • сроком до 12 месяцев;
  • с человеком с инвалидностью, направленным на работу в соответствии с рекомендацией медико-социальной экспертизы;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

О выходных днях и отпусках

В Сети множатся страшилки о том, что теперь украинцам придется работать без выходных и отпусков, но назвать радикальными предлагаемые изменения в статьях КЗоТ довольно трудно.  

Дело в том, что статья 52 кодекса и сегодня содержит нормы о пятидневке, а также шестидневной рабочей неделе там, где пятидневка нецелесообразна, - в этом можно убедиться, почитав документ. Единственное изменение в этой статье заключается в том, что если сегодня пятидневка или шестидневка устанавливаются собственником совместно с профсоюзами с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и по согласованию с местным советом, то теперь согласование с местным советом из перечня предлагают убрать.

Сверхурочная работа все так же может применяться только в исключительных случаях (ст. 62 КЗоТ), как и работа в выходные дни (ст. 71). Правда, если раньше профсоюз должен был дать на это разрешение, то теперь его достаточно проинформировать. Не надо получать разрешение профсоюзов и на то, как предоставлять выходные на непрерывных производствах, но вряд ли это и нужно: предполагается, что все эти моменты будут письменно зафиксированы в трудовом договоре.

Перенос ежегодного отпуска (ст. 80 КЗоТ) также остается исключительным случаем. И хотя согласие профсоюза на это больше требоваться не будет, письменное согласие сотрудника - обязательно.

Соответствующие изменения были внесены и в Закон Украины «Об отпусках».

«Ежегодный отпуск по инициативе собственника или уполномоченного им органа в порядке исключения может быть перенесен на другой период только с письменного согласия работника в случае, когда предоставление ежегодного отпуска в ранее обусловленный период может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы предприятия, и при условии, что часть отпуска продолжительностью не менее 24 календарных дней будет использована в текущем рабочем году», - говорится в статье 11 закона.

P.S. Подводя итоги, можно отметить, что какого-то особого наступления на права наемных работников мы не заметили. Многие изменения заключаются в том, что, например, слово «определяется» заменяется на словосочетание «может определяться» - здесь мы, по понятным причинам, такие изменения не рассматривали. Но в любом случае говорить о том, что те или иные изменения - уже вопрос решенный, пока рано. Сегодня даже сторонники документа говорят о том, что он не идеален и требует доработки ко второму чтению.