- Не хочу ходить на работу! - жалуется подруга. - Единственный положительный момент – это хорошая зарплата, я из-за нее и приняла это предложение. Но все остальное - это просто ад:от коллег до шефа. Ты же знаешь, какая я общительная и коммуникабельная, а тут даже кофе не с кем выпить. Некомфортно мне на работе, и ничего не могу с этим поделать. Уже сейчас - в сентябре! - с ужасом думаю о новогоднем корпоративе. И все чаще размышляю: может, зря я позарилась на деньги, надо было на старом месте оставаться? Коллектив у нас был замечательный, девчонки в эйчар-службе - вообще душки, да и начальство постоянно креативило.
Выслушав этот крик души подруги, которая занимает высокую должность в крупной компании, первым желанием было сказать, что она несколько неадекватно оценивает плюсы и минусы своей работы. Мол, зарплата конкурентная - и отлично, а все остальное в наше непростое время второстепенно. А потом вспомнила собственный опыт 20-летней давности, когда зарплату мне платили нормальную и вовремя, но я себя просто адскими усилиями заставляла каждое утро переступать порог проходной.
Словом, как бы мы ни старались взять себя в руки, эмоциональным аспектом работы пренебрегать очень сложно. Переутомление, выгорание и стресс случатся на раз-два, потом больше на психологов придется потратить.
В последнее время на рынке труда все чаще обсуждают так называемую эмоциональную зарплату - то есть не денежные стимулы, которые применяются для признания достижений и успехов работников.
Если с финансовым вознаграждением все понятно (компания просто выплачивает деньги сотрудникам в соответствии с их компетенциями), то с эмоциональной зарплатой все не так однозначно, пишет кадровый портал. Даже для работников одного линейного уровня она может быть разной, не говоря о людях, которые занимают разные ступени карьерной лестницы.
Итак, что может быть эмоциональной зарплатой? Кадровики называют самые разные направления.
Во-первых, это общение с коллективом - от возможности завести друзей на работе до рабочих встреч и корпоративов. В крупных компаниях нередко есть даже специальные сотрудники, которые следят за тем, чтобы всем работалось комфортно. А если в компании есть эйчар-служба, которая занимается не только подбором новых сотрудников, но и "душевным состоянием" старожилов, можно не сомневаться: из такого коллектива мало кто решится уйти.
Во-вторых, это гибкий график работы. Во многих компаниях работодателям все равно, когда работает их сотрудник - с 8 до 16 или, например, с 10 до 18. Несмотря на это, они отстаивают необходимость жесткого графика так, словно работают на заводском конвейере. Между тем практика показывает, что, предоставляя сотрудникам возможность гибкого графика и удаленной работы, работодатель серьезно повышает их лояльность к компании.
В-третьих, профессиональный рост - как вертикальный, так и горизонтальный. Отлично работает, если этот рост не пришлось "выпрашивать". Если сотрудник предан своему делу и стабильно показывает хорошие результаты, он заслуживает карьерный рост. Причем речь идет как о повышении заработной платы, так и о развитии в данной компании.
В-четвертых, полноценный отдых. То есть рабочие дни - без сверхурочных, выходные - без постоянного "дамоклова меча" в виде внезапного вызова на работу, отпуск - без рабочих звонков и писем.
И, наконец, доброжелательное и уважительное отношение. Как говорится, доброе слово и кошке приятно, а уж человеку - тем более. Миф о том, что начальник должен быть холодным и очень далеким, давно остался в истории: современные начальники добиваются гораздо больших результатов через взаимоуважение и доверительные отношения. Так что совет работодателям: хвалите своих сотрудников, относитесь к ним и к их потребностям с уважением, не устраивайте им публичных "головомоек" - и люди к вам потянутся!
Эксперты отмечают: эмоциональная зарплата - это не новинка, хотя название, конечно, новое.
- Раньше это называлось нематериальной мотивацией, - говорит директор агентства Assis-HR Анна Безай. - Дело в том, что все люди разные, и для многих нематериальные стимулы важны практически так же, как и деньги. Мотивации бывают разные. Я не раз проводила психологические тестирования, в основном на руководящие должности, которые выявляли, что кандидата мотивирует к работе. И это было все, что угодно - и признание заслуг, и возможность расти, и новый интересный проект. Понятно, что деньги важны - никто не будет работать бесплатно за похвалу. Но все эти нематериальные факторы влияют на то, как человек работает.
Людям важно, чтобы за свою работу они получали не только зарплату, но и заботу, резюмировала Безай. И практика показывает, что "доброе слово" порой способно компенсировать не самую высокую зарплату.
- Еще Горький писал, что человек выше сытости, и с этим не поспоришь, - отметила в беседе с "КП в Украине" психолог Виктория Егорова. - Современные корпоративные культуры направлены на то, чтобы вывести людей за рамки одного лишь зарабатывания денег, а крупные бренды продумывают и прописывают миссии - то есть смысл создания организации, ценность компании для социума. От того, насколько правильно и точно продуман этот аспект, зависит отношение к бренду как потребителей, так и самих сотрудников.
Но сама идея эмоциональной зарплаты, конечно, не нова, соглашается Егорова. Давно известно, что нематериальные поощрения - от грамот и дипломов до простой похвалы - очень важны. С их помощью удовлетворяется потребность человека в признании, дается ощущение социальной вовлеченности и причастности к чему-то большему. Доски почета и их обратная сторона - общественное порицание - тоже оттуда, из сферы нематериальных поощрений.
Интересно, что популярное мнение о том, что лучшая мотивация - это деньги, не находит подтверждения в исследованиях, говорит психолог. Удовлетворение от повышения зарплаты или выплаты премии достаточно быстро проходит, после чего на первый план тут же выходят некомфортные условия работы, конфликты с коллегами, недостаточность реализации, эмоциональное выгорание. В таких условиях сотрудников невозможно удержать финансовыми стимулами, рано или поздно они уходят. А вот эмоциональная зарплата работает на долгосрочную перспективу, поскольку улучшает качество жизни, создает баланс между работой и жизнью вне работы и помогает человеку чувствовать себя на работе счастливым.
КСТАТИ
О том, что работодатель использует нематериальные стимулы, зачастую становится ясно уже из описания вакансии. Если работодатель дает сотрудникам больше, чем просто зарплату, он этого не скрывает, так что данная информация будет указана в объявлении о работе.
Понятно, что все аспекты эмоциональной зарплаты в описании вакансии не укажешь. Например, о дружном коллективе и возможности гибкого графика, конечно, рассказать можно, но не будешь же писать в вакансии "мы вас будем хвалить и не будем ругать"? Так что придется присмотреться к работе и начальству во время испытательного срока.
The Point советует обратить внимание на следующие моменты.
Эксперты говорят, что похвастаться гармонией между экономической и эмоциональной зарплатами могут только по-настоящему успешные компании. Получить там работу сложнее, ведь вакансии в таких компаниях освобождаются нечасто.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ