22 ноября
Загрузить еще

Крушение царского поезда под Харьковом: "Кончится это тем, что вы государю голову сломаете"

Крушение царского поезда под  Харьковом:
Фото: Александр Третий, Мария Федоровна, цесаревич Николай, великий князь Георгий, великая княгиня Ольга, великий князь Михаил и великая княгиня Ксения. Фото: Википедия

Содержание

  1. Спасительные тележки
  2. Милость божья
  3. О трагедии царя предупреждали
  4. Свалили вину на покойника

129 лет назад, 17 октября 1888 года, в 48 верстах от Харькова неподалеку от Борок произошло крупное ЧП на железной дороге - сошел с рельсов 15-вагонный состав. Поезда в то время сходили нередко, но это крушение было особым: тогда погибли более 20 человек, еще шесть десятков пассажиров получили ранения. Через год на том же месте опять не обошлось без схожего инцидента, однако в историю крепко вошло происшествие именно 1888 года: в том крушении едва не пострадали император Александр III и его семья. 

Спасительные тележки

ЧП произошло в обед. Александр III с супругой, старшими детьми и любимой собакой Камчаткой изволили завтракать и сидели в вагоне-столовой, 6-летняя Ольга с няней остались в "детском" вагоне. Императорские поезда обычно вели два паровоза. В состав входили вагоны с конвоем и прислугой, кухня, столовая, царский вагон, детский, фрейлинский и другие. В пути вагоны иногда менялись местами, дабы не было понятно, в каком из них едет сам император. В день крушения поезд вели два паровоза, изготовленных в Америке. На часах было 14.14, официант подливал сливки в кофе. Знатное семейство со свитой возвращалось после вакаций в Крыму. День стоял холодный и пасмурный, срывался снег с дождем. За окном мелькали непримечательные пейзажи: вспаханные поля, за ними - черные деревья, уже потерявшие листву. Провинция, одним словом. В столовой же было тепло и уютно, компания вела ленивый разговор, а поезд уносил путешественников в Петербург. 

В считаные секунды идиллия превратилась в кошмар: вагон качнуло в одну сторону, затем в другую, раздался громкий скрежет, поезд резко остановился, расшвыряв своих пассажиров об стены и пол. 

"Вагон с императорскою столовою, в которой находились их величества с августейшими детьми и свитой, потерпел полное крушение. Вагон был сброшен на левую сторону насыпи и представлял ужасный вид: без колес, со сплющенными и разрушенными стенами вагон полулежал на насыпи; крыша его частью лежала на нижней раме. Первым толчком повалило всех на пол, а когда после страшного треска и разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши", - писали газеты того времени.

Выживших охватила паника - мертвые тела, обломки, погнутое железо, крики… Ходят легенды, что, оказавшись в столь не простой ситуации, государь на своих руках удержал крышу, чтобы его напуганная семья смогла покинуть то, что осталось от вагона, но на деле такой силой человек не обладает - царскую семью спасли тележки, на которых застряла крыша, не дав ей раздавить пассажиров. 

Милость божья

Но повезло в вагоне-столовой далеко не всем - и лакеи, и официант, который минуту назад заботился о кофе, погибли. Не выжила и Камчатка. О ней царь скорбел очень долго, называв собаку "единственным бескорыстным другом". Тело пса он увез и похоронил в саду своей резиденции, установив небольшой гранитный памятник на могиле. Княжна Ольга, находившаяся в "детском" вагоне вместе с няней, пришла в себя в грязи уже на улице - их выбросило из вагона, но сильно девочка не пострадала, княжна Ксения же после крушения стала "немного горбатенькой", очевидно, повредился позвоночник. 

"Когда мы выбрались из этого ада, все мы были с окровавленными лицами и руками, частично это была кровь от ран из-за осколков стекла, но в основном это была кровь тех бедных людей, которая попала на нас, так что в первую минуту мы думали, что мы все были тоже серьезно ранены. Мы были также в земле и пыли, и так сильно, что отмыться окончательно смогли только через несколько дней, настолько прочно она прилипла к нам", - писала Мария Федоровна брату. 

В целом для царской семьи эта авария закончилась счастливо - сам царь называл свою живучесть "милостью божьей". Хоть крушение потерпел объект государственной важности, вспомогательный поезд из Харькова ждать пришлось аж до сумерек, среди пустынного поля, обдуваемого ветрами. Жена государя, говорят, времени не теряла и помогала раненым, а сам Александр командовал эвакуацией раненых. 

О трагедии царя предупреждали

ЧП с императором вызвало немало шума и домыслов. За расследование взялись инспекторы железной дороги, а также прокурор уголовного кассационного департамента Сената. Что это - теракт, случайность или банальная коррупция на ж/д? На жизнь Александра III ранее уже покушались несколько раз, поэтому версия о теракте отрабатывалась тщательно. Грешили на помощника повара, мол, заложил бомбу и спрыгнул с поезда, однако эта теория своего подтверждения не нашла. Куда вероятнее - ошибки технические. Состояние вагонов подозрений не вызывало, а вот скорость, с которой ехал поезд, а также состояние путей могли сыграть роковую роль. Незадолго до крушения Сергей Витте, тогда управляющий Обществом Юго-Западных железных дорог, предупреждал императора лично, что "гонять" таким составом по этим рельсам нельзя.

"Быстрое движение, при двух товарных паровозах, с таким тяжелым поездом, так расшатывает путь, что поезд может вышибить рельсы, вследствие чего может потерпеть крушение. Я писал в рапорте, что принимать на себя ответственность за движение императорского поезда при таких условиях я более не намерен", - делился в мемуарах Витте за два месяца до трагедии, когда император ездил в Ковель. 

"Да что вы говорите. Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшает скорость, а на вашей дороге нельзя ехать, просто потому что ваша дорога жидовская", - возмущался император при встрече с Витте. Тогдашний министр транспорта поддержал царя, но Витте стоял на своем.

"Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что вы таким образом государю голову сломаете", - заявил Сергей Юльевич министру. 

Свалили вину на покойника

Поскольку "предсказание" Витте сбылось, то его вызвали расследовать аварию. 

"Ни у кого из управляющих дорог не доставало твердости сказать, что это невозможно, - писал чиновник в мемуарах. - Произошло то, что я предсказал: поезд вследствие качания товарного паровоза от большой скорости, несвойственной для товарного паровоза, выбил рельс. Товарные паровозы конструируются без расчета на большую скорость, и поэтому, когда товарный паровоз идет с несоответствующей ему скоростью, он качается; от этого качания был выбит рельс и поезд потерпел крушение".

Однако у всех следователей были свои предположения. Если Витте настаивал на превышении скорости, что освобождало от ответственности железнодорожное управление, то директор Харьковского политехнического института Виктор Кирпичев в трагедии винил гнилые деревянные шпалы, а прокурор Анатолий Кони переложил вину на руководство железной дороги, что освобождало от ответственности государственных должностных лиц. В конце концов Александр III решил дело закрыть, позволил ответственным чиновникам железной дороги тихо уйти в отставку и назначил Сергея Витте директором императорских железных дорог. Виновного все-таки нашли, но оправдаться он не смог - умер за два месяца до ЧП: подрядчика строительства Курско-Харьковской линии, Самуила Полякова, посмертно обвинили в низком качестве строительства железной дороги. Общественность, в частности, "причислила" ему некачественный балластный гравий под шпалами, который не смог погасить колебания.

 

КСТАТИ

После крушения жизнь на участке, где произошло ЧП, забила ключом. В честь чудесного спасения семейства там был устроен скит, названный Спасо-Святогорским. Cооружен храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения, на закладке храма присутствовала сама Мария Федоровна. Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня повреждена. В начале 2000-х годов часовня была отреставрирована.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Последний полет "Большой Анны"

Советский "Аэрофлот" в 70-е годы прошлого века был гордостью всей страны. Среди находившихся в то время в эксплуатации самолетов особое место занимал Ан-10, который пилоты ласково называли "Большой Анной". Первый полет Ан-10 произвел в 1957 году, а уже в 1958-м на Всемирной выставке в Брюсселе был удостоен диплома и Большой золотой медали.

Новости по теме: История