Советский "Аэрофлот" в 70-е годы прошлого века был гордостью всей страны. Среди находившихся в то время в эксплуатации самолетов особое место занимал Ан-10, который пилоты ласково называли "Большой Анной". Первый полет Ан-10 произвел в 1957 году, а уже в 1958-м на Всемирной выставке в Брюсселе был удостоен диплома и Большой золотой медали. Еще через год именно этот самолет перелетит океан и доставит американскому президенту Эйзенхауэру "подарок" от Никиты Хрущева - 44 саженца деревьев. К началу 1972 года на Ан-10 было перевезено более 38,7 млн пассажиров, но 18 мая того же года история "Большой Анны" закончилась ужасной трагедией. В тот день Ан-10А (бортовой номер СССР-11215), совершая рейс Москва - Харьков, разбился, не долетев до места назначения 22 км.
Вылетев из аэропорта "Внуково" в 10.39, на подлете к аэропорту Харькова в 11.44 экипаж подтвердил диспетчеру полученное указание на снижение до высоты 1500 метров. Это был последний сеанс связи с самолетом. При снижении оба его крыла неожиданно сложились над фюзеляжем и полностью развалились, а сам фюзеляж стал разваливаться прямо в воздухе. Обломки самолета, потерявшего крылья, обнаружили в лесу неподалеку от села Русская Лозовая (Дергачевский район Харьковской области).
В авиакатастрофе погибли все находившиеся на борту 122 человека, среди которых были спецкор "Комсомольской правды", делегация пионеров из ГДР, известный пародист Виктор Чистяков и пять музыкантов из оркестра Льва Лещенко, летевших на гастроли.
Очевидцы трагедии уверяли, что в воздухе над местом катастрофы стоял запах крови. На поиски погибших бросили 250 солдат. Те прочесывали лес в поисках останков, опознавали погибших по документам. Обнаруженные останки после опознания сжигали, а родственникам передавали для погребения урны с пеплом.
Для расследования катастрофы сразу же была создана комиссия. Ее участник - известный российский ученый, создатель сплавов, сподвижник Туполева Иосиф Фридляндер вспоминал, что эксперты увидели на месте аварии. "...Вот обломки нижней панели крыла, которая в полете растянута и поэтому является наиболее уязвимым местом конструкции. Здесь же находится кусок центроплана, торчат обломки стрингеров, как обломанные ребра скелета какого-нибудь динозавра. Изломы измазаны и почернели... Ко мне подходит И.П. Жегина, специалист по изломам, показывает куски стрингеров. Насколько могла, она их обчистила, стали видны усталостные трещины... Позднее находим еще пять стрингеров, и у всех трещины в виде усталостных площадок".
Министр авиапромышленности Петр Дементьев дал указание Фридляндеру: продвигать версию взрыва. Дело в том, что в яме, куда упал фюзеляж, был найден счетчик, показывающий высокую радиоактивность. В самолете перевозили ящики с радиоактивными изотопами. Впрочем, ученый настаивал на своем: разрушение самолета произошло не из-за взрыва, а из-за появления усталостных трещин в нижней обшивке.
"Мы на авиазаводе, - написал в отчете ученый. - Министр интересуется, что это за усталостные трещины в стрингерах и как мы их обнаруживаем. Я ему говорю: "Петр Васильевич, версия взрыва не проходит, все проанализировали, следов взрыва нет. Разрушение идет с нижней панели, там усталость, это опасно. Если мы все замажем, то в этот курортный сезон еще две-три машины разобьются, еще двести-триста погибших. Что тогда?"
|
Поняв, что дело приобретает серьезный оборот, члены комиссии стали обсуждать вопрос о возможности дальнейших полетов Ан-10. Тем более что в 1971-м машина такой конструкции уже разбилась в Ворошиловграде, а в аэропорту "Курумоч" у "Большой Анны" отломилось крыло во время буксировки. В Москве приняли решение осмотреть другие машины этой конструкции. Результаты были неутешительными: трещины в стрингерах были найдены практически на всех самолетах.
- Сама конструкция Ан-10 была неудачной, - говорит бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда, летчик с 40-летним стажем Константин Проскура. - У него крыло и стабилизатор находились в одной линии, крыло создает завихрение, и стабилизатор работает в этом завихренном потоке, что категорически запрещено. Плюс ко всему этим самолетам была разрешена посадка и взлет на грунтовых аэродромах. При каждом таком взлете крылья, на которых еще и находилось по 10 тонн топлива, раскачивались, поскольку машина попадала в мелкие выбоины. И каждая такая раскачка провоцировала возникновение трещин.
Летом 1972 года Госкомиссия постановила снять с линий "Аэрофлота" все имеющиеся Ан-10. Главный инструктор Олег Антонов всю вину за трагедию под Харьковом брал на себя. Но на его защиту встал председатель Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный. В 1973 году прокуратура закрыла дело.
Эта авиакатастрофа унесла жизнь 28-летнего талантливого ленинградского пародиста Виктора Чистякова. "Он был похож на комету, которая неожиданно появилась над Землей и так же неожиданно исчезла", - говорил о Чистякове Геннадий Хазанов.
В репертуаре артиста были пародии на знаменитых исполнителей 60-70-х годов. Он говорил и пел голосами Зыкиной, Утесова, Пьехи. Исполнение песни "Синий платочек" поражало даже саму Шульженко. "Это же я пою!", - говорила она, слушая пение Чистякова.
Похоже, Чистяков предчувствовал свою смерть. Геннадий Хазанов, который работал с ним на одном из последних его концертов, в Свердловске (в апреле 1972 года), вспоминал: "Мы шли по улице, и вдруг Виктор, остановившись, говорит: "Знаешь, я, наверное, не умру своей смертью". Я ему: перестань говорить чушь. Он так посмотрел на меня, но ничего не сказал, а вскоре произошла эта чудовищная авиакатастрофа".
За несколько дней до смерти пародист неожиданно вернул все долги. Последние дни на концерты приходил в черной рубашке. Накануне вылета допоздна подписывал огромную пачку фотографий. На просьбу жены Натальи ложиться спать ответил: "Не мешай, я знаю, что делаю".
|
В Харькове Виктор должен был выступать на концерте, посвященном 25-летию Харьковской муздрамы. На фатальный для него рейс артист проспал. Когда Чистяков приехал в аэропорт, регистрация уже закончилась, а от самолета откатили трап. Но снова подогнали - персонально для пародиста.
В рухнувшем самолете мог оказаться и популярный певец Лев Лещенко, выступавший тогда с ансамблем Москонцерта. Музыканты из ансамбля периодически подыгрывали Чистякову, пятеро из них полетели вместе с Виктором в Харьков. Приглашали полететь вместе с ними и Льва Лещенко, однако 19 мая певец должен был выступать на творческом вечере поэта Ошанина. Это его и спасло.
…На месте падения Ан-10А стоит скромный знак, практически затерянный в траве. На 5-м городском кладбище, неподалеку от аэропорта "Харьков", также установлен памятник погибшим членам экипажа с надписью "Светлая память о вас, крылатые соколы, навечно сохранится в сердцах". Там же, на общем мемориальном участке, похоронены семеро представителей харьковского авиаотряда, обслуживавших несчастный борт.
Долгое время местные летчики, пролетая над местом крушения Ан-10, покачивали крыльями, отдавая дань памяти трагически ушедшим землякам-авиаторам. Сейчас такой традиции уже нет, да и о самой катастрофе мало кто помнит.
Западная пресса сообщила: "Боинг-747" "Корейских авиалиний", следовавший рейсом 007 Нью-Йорк - Сеул с дозаправкой в Анкоридже (Аляска), нарушил границу СССР и был сбит над островом Сахалин советским истребителем. Погибли 269 человек.