Президент Петр Порошенко внес, а парламент включил в повестку дня сессии президентские законопроекты о реинтеграции Донбасса и о продлении действия закона об особом статусе Донбасса. Из-за неотложности этих законопроектов и из-за того, что следующая неделя будет непленарной, принятие этих законов в первом чтении ожидается сегодня-завтра.
"КП в Украине" выясняла главные новшества этого закона и как он сможет повлиять на урегулирование кризиса на Донбассе.
Сам закон не создает предпосылок для начала каких-то активных действий по немедленной деоккупации занятых территорий Донбасса. Он всего лишь юридически определяет правовой режим уже существующего положения и перечень мер для дальнейшей деоккупации региона.
Его новшеством является юридическое признание России страной конфликта и агрессором, а занятых территорий – временно оккупированными.
- Этот закон лучше соответствует нынешним реалиям, так как определяет параметры позиции Украины по вопросам противодействия агрессии России и создает платформу для действий на будущее. Россия определяется стороной конфликта и агрессором, а сам конфликт становится международным, - пояснил "КП" в Украине" Владимир Василенко, судья Международного трибунала по бывшей Югославии и экс-представитель Украины в ЕС и НАТО, который принимал непосредственное участие в разработке закона.
По его словам, это открывает путь для формирования официальных претензий к России как к стране-агрессору.
- Этот закон теперь просто обязывает исполнительную власть Украины начать серьезную работу по обобщению всех материалов, которые свидетельствуют о том, что Россия своей агрессией нанесла Украине колоссальный ущерб. И теперь Россия должна освободить занятые территории и возместить ущерб. Кроме этого, вся ответственность за обеспечение прав человека и жизнеобеспечение на оккупированных территориях ложится исключительно на Россию, - считает правовед-международник.
При этом Украина, по словам Владимира Василенко, в этом законе подтверждает свои обязательства перед жителями оккупированных территорий, признавая их право собственности на имущество в рамках международного гуманитарного права.
- Этот закон снимает ответственность Украины за то, что происходит в ОРДЛО, но не означает безответственности Украины относительно обеспечения в рамках возможного социальных, экономических прав жителей оккупированных территорий, - считает эксперт.
Этот закон никак не повлияет на специфику поездок из Донбасса и обратно. Все будет как раньше, движение людей и товаров – только через КПВВ. С той только разницей, что теперь любые решения о перемещениях будет принимать глава создаваемого Объединенного оперативного штаба по согласованию с СБУ и министерством по делам оккупированных территорий.
Несмотря на то, что конечной целью этого закона является освобождение территории Донбасса и создается Объединенный оперативный штаб ВСУ, которому будут подчиняться все остальные ведомства, о силовом освобождении речь не идет. Речь идет исключительно о политико-дипломатических усилиях по деоккупации Донбасса. А армия может быть задействована только для защиты и только в случае дальнейшей активизации внешней агрессии.
- Этот закон делает главный акцент на политико-правовых способах освобождения Донбасса. Украина сейчас не может самостоятельно атаковать на Донбассе, поэтому основной упор и будет делать на коллективную самозащиту в виде санкций со стороны международного сообщества в отношении страны-агрессора, - пояснил Владимир Василенко.
Но в то же время закон, по его словам, теоретически не закрывает возможностей силового решения проблемы.
- Согласно терминов международного права, Украина имеет все права на самозащиту, а это широкое понятие. В него входит как защита и оборона, так и активное силовое освобождение оккупированных территорий, - рассказал один из разработчиков закона о реинтеграции.
Впервые в Украине на законодательном уровне закрепляется отсыл к Минским соглашениям и декларируется "приоритетность выполнения положений безопасности Минского протокола" как необходимого условия для политического урегулирования.
- Этот закон ни коем случае не признает Минские соглашения как международно-правовой документ, они - всего лишь политические договоренности. На западе Минские договоренности воспринимаются как инструмент урегулирования. А если мы отказываемся от Минских соглашений, то создаём основания для отказа Запада от санкций в отношении России. А это очень опасно, потому что своими силами Украина не сможет противостоять России. Но при этом Украина по-прежнему считает приоритетным решение вопросов безопасности, а только потом - решение политических вопросов Минских соглашений, - рассказал Владимир Василенко.
Хотя в самом "законе о реинтеграции" никак не упоминается тема миротворческой миссии, он все же может стимулировать принятие решения о введении "голубых касок" на Донбасс.
- Закон создаёт базу для формирования правовой позиции Украины в переговорах по миротворцам. В нем четко записано что Россия является государством-агрессором и стороной конфликта, а это автоматически означает, что не может участвовать в миротворческой миссии. Также этот закон даст возможность влиять на мандат и масштаб миссии. Что она должна вводиться на всю оккупированную территорию и на границу с Россией. А мандатом миссии должна быть не охрана наблюдателей ОБСЕ, а полная деоккупация Донбасса и возвращение контроля над ним международным организациям, - рассказал Владимир Василенко.
18 октября заканчивается срок действия закона об особом статусе Донбасса, который был принят еще осенью 2014 года, но так и не вступил в силу. И теперь западные партнеры и Россия требуют пролонгации этого закона как необходимого условия продолжения переговоров по Донбассу.
Президент подал в парламент соответствующий закон, согласно которому особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вступает в силу исключительно после вывода всех незаконных вооруженных формирований, военной техники с территории Украины. А это значит, что вопрос реального предоставления особого статуса Донбассу отодвигается на неопределенное время.