План этот будет обличен в форму отдельного закона, который уже на этой неделе может быть передан на рассмотрение парламенту, а сейчас дорабатывается специалистами СНБО и народными депутатами.
Документ предполагает замену Антитеррористической операции на такой себе "гибридный формат", призванный противостоять "гибридной войне" путем комплекса силовых и дипломатических шагов по деоккупации Донбасса.
Но из него окончательно не ясно, к чему готовятся украинские власти. К силовому - "хорватскому сценарию" возвращения территорий? Или это только дипломатические манёвры, призванные показать движение Киева на пути по урегулированию кризиса?
В пользу этого варианта свидетельствуют определенные пункты нового закона. О них написали украинские СМИ, в частности, "Зеркало недели". Так, например, этот закон может разрешить введение в прифронтовых районах Донецкой и Луганской областей военного положения с усилением роли Вооруженных Сил. Под действие положений закона, в случае его принятия, могут попасть Мариуполь, Краматорск, Славянск, Авдеевка и Марьинка.
Кроме этого, законопроект предполагает передачу полномочий от Антитеррористического центра СБУ, который сейчас формально руководит операциями силовых структур и армией, Оперативному штабу с широкими полномочиями - ему будут подчинены все армейские, силовые структуры и военно-гражданские администрации. Цель переформатирования – более оперативное и эффективное командование оборонными и эвакуационными работами.
Также план предполагает создание правового механизма использования вооруженных сил в Донбассе. До сих пор, как известно, украинская армия использовалась в рамках АТО, что значительно сужало ее возможности.
В этом законе якобы также будет зафиксировано понятие "оккупированные территории" Донбасса, что позволит юридически переложить ответственность на страну-оккупанта. Хотя сама страна, как сообщают источники, в документе может быть и не названа.
А глава государства получит право единолично (сейчас только с согласия парламента – ред.) принимать решение о применении Вооруженных Сил и других военных формирований, а также о введении военного положения.
С другой стороны, этот закон может быть частью дипломатических усилий по реинтеграции Донбасса. Так в нем предлагается введение ряда "льгот и послаблений" для некоторых контролируемых Украиной районов Донецкой и Луганской областей. Например, упрощение порядка получения пенсий для переселенцев.
Не исключено, что также может быть увеличен максимально допустимый вес грузов, которые разрешено перевозить через линию разграничения.
Власти всячески отвергают сценарий силового варианта освобождения Донбасса.
"Конфликт будет решаться через политическое давление на агрессора и политическое урегулирование. А только вторым вариантом, безусловно, идет позиция правоохранителей и военных", - заявил глава МВД Арсен Аваков.
"Какие-либо разговоры о том, что Украина "готовит наступление", что "Киев решил действовать военным путем", - всё это исключительно элемент российской пропаганды, направленной на запугивание людей и дезинформацию наших международных союзников", - заявил замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.
Алексей Арестович, военный эксперт:
- Судя по всему, это подготовка в перспективе к силовому варианту освобождения Донбасса по "хорватскому сценарию". Перед этим из Киева будет сделано несколько предложений мирных вариантов урегулирования кризиса, от которых "народ Донбасса" и Путин откажутся. А после этого, где-то через год, может начаться и силовая операция. Военное положение – инструмент этого сценария.
Запад раньше был против такого развития событий, но теперь, в нынешней тупиковой ситуации, может согласиться. Порошенко может привезти "добро" на эту операцию после встречи с Трампом. Тем более, что у Путина через год выборы, и введение российских войск в Украину будет очень негативно воспринято в мире. А задействование баллистических ракет в Европе очень не понравится Западу. Ответом на это могут быть поставки "летального оружия" Украине. А кроме этого - новые санкции, которые добьют российскую экономику вообще.
Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра им. Разумкова:
- По поводу этого закона пока только одни догадки - что в нем будет содержаться? Непонятна даже сама логика таких действий. Сначала нужно разработать стратегию разрешения конфликта, деоккупации и реинтеграции Донбасса. То есть нужна цель – что мы хотим достичь? Потом намечаются конкретные меры по выполнению этой цели. И только потом речь может идти о законопроекте, который обеспечивал бы ее выполнение.
А когда законопроект вместо ответов рождает кучу вопросов – о какой стратегии может идти речь? А ведь есть еще один главный момент – что бы там не говорили, но ни один из сценариев урегулирования кризиса не может быть реализован без согласия России. А его нет, и пока не предвидится.