Едва ли 59-летний Сергей Гапанчак из Ровно когда-то мечтал работать в школе. Почти три десятилетия своей жизни он посвятил армии.
В образовательном заведении, где вместо вышколенных курсантов или солдат его встретила орава мальчишек и девчонок с задорным блеском в глазах, оказался почти что случайно. Последовал просьбе друга помочь знакомой - директору школы - и взять на себя предмет «Защита Украины», потому что вести его было совсем некому. Это было около 15 лет назад, но с тех пор, говорит учитель-полковник, он еще ни о чем не пожалел.
В этом году Сергей Гапанчак в третий раз принял участие в конкурсе «Учитель года» и стал его лауреатом.
- На конкурсе тебя оценивают как учителя в абсолюте, там довольно много испытаний, - делится с KP.UA Сергей Гапанчак. – Тестируют на профессиональное и методическое мастерство, знание предмета, основы педагогики и психологии. Также нужно провести урок и мастер-класс на тему, которая определяется по результатам жеребьевки, и не для своих учеников. Мне выпало проводить урок для учеников киевской гимназии.
Тема попалась новая – ее ввели только в прошлом году, и довольно сложная – кибербезопасность. На подготовку к студенческому мастер-классу школьному учителю отводится два часа – под прицелами камер, так что не спишешь. По итогам мастер-класса Сергей Гапанчак опередил коллег.
Сегодня учителей предмета «Защита Украины» готовят только в Николаеве. Раньше была возможность освоить это направление еще в Луцке и Виннице. Это – если вы гражданский. Преподавать предмет также могут офицеры запаса или в отставке или военнообязанные учителя с высшим образованием, служившие или нет.
Победа в конкурсе «Учитель года» позволяет вне очереди получить следующую учительскую категорию.
Сергей Гапанчак также воспользовался этой опцией – после своего первого успешного участия в конкурсе в 2016 году.
- Если занимаешь первые места, предусмотрены ежемесячные надбавки к зарплате, премии, наш город дает стипендии и одноразовые выплаты за победу, - продолжает учитель года. – Эти деньги – не лишние для молодых учителей. Меня таким к участию уже не мотивируешь.
Сергей Гапанчак в третий раз принял участие в конкурсе «Учитель года» и стал его лауреатом. Фото: armyinform.com.ua
Местные власти выплачивают вознаграждение учителю года в размере двух учительских окладов. От государства за первые места победителям положены выплаты в размере 8, 9 и 10 окладов. Это – с повышением с 2021 года.
- В США за победу в таком конкурсе положено 100 тысяч долларов, - рассказывает Сергей Гапанчак. – На подведении итогов конкурса сказали, что предусмотрены деньги в бюджете, но в связи понятно с чем премирования не будет. Не знаю, как будет – может, пошутили. В любом случае, мы-то идем не за премией.
В этом году среди победителей и лауреатов – только учителя физкультуры, основ здоровья, младших классов и «Защиты Украины». Каждый год соревнуются в разных категориях, которые повторяются каждые четыре-пять лет.
- Когда я пришел в школу, у меня был большой опыт работы – но с солдатами, а не с детьми, - вспоминает Сергей Борисович. – Пришлось понять, что школа – это не армия… Но, согласно документам, образец взаимоотношений у нас – как между военнослужащими. У нас не классы, а взводы, назначаются командиры, детям также рекомендована военная форма на уроках. На физкультуру же ходят в спортивной – так и здесь. Но это зависит от учебного заведения.
На этом предмете старшеклассникам с десятого класса преподают тактическую и огневую подготовку, военную топографию, основы самозащиты и гражданской защиты, физическую и строевую подготовку.
По мнению учителя, школьницы по своей целеустремленности дисциплине даже превосходят парней. Фото: armyinform.com.ua
Также изучают, как работает оружие массового уничтожения, и запоминают план действий и способы уберечься во время ракетной атаки.
- Это элементарные вещи, которые необходимо знать и, что самое главное, уметь делать, - объясняет Сергей Гапанчак. - Вот вам очень пригодились логарифмы в профессии журналиста? Нет, не пригодились и не пригодятся. А если ракетная атака - вы будете знать, как действовать. Это нужно для выживания. Этот предмет должен быть в заведениях всех типов.
По словам учителя, современные девушки дают фору парням по этому предмету. Во многом с ними легче работать.
- Это плохо. То есть раньше парни были более организованы, а сейчас на них надо больше времени тратить, - отмечает педагог. - Я говорю только о своем опыте. Вообще война - не женское дело, это однозначно, но у нас такие девушки и женщины, что даже танковыми взводами командуют.
Пока парни изучают строевую подготовку и стрельбу, их сверстницам преподают медицину и основы гражданской защиты. Но если старшеклассница хочет изучать военное ремесло – разрешают после письменного согласия родителей.
Современные школьники, по наблюдениям учителя-военного, отличаются от поколений тех лет, которые еще не знали войны.
- Этот постоянный фон на них отображается, они более серьезные, - вздыхает Сергей Борисович. - Эти все тревоги, сидение в бомбоубежищах не проходят зря. Если б вы были там с ними, особенно, с младшими или с пятыми-седьмыми классами, где их полтысячи сидит - и еще свет выключается… А если свет выключается, то и вентиляции нет. Дети становятся серьезнее, более организованными. Детское все равно пробивается… Дети есть дети. Но разница чувствуется очень сильно.
Чтобы быть хорошим учителем, по мнению Сергея Гапанчака, нужно самому любить учиться.
- Не может учить тот, кто не любит учиться сам, - убежден Сергей Борисович. – А еще нужно очень любить детей – другого мотива здесь нет. Без этого на учительской ниве вообще никак. Настоящий учитель должен работать на будущее, а не с сегодня на завтра.
Молодые специалисты в школе появляются не так часто - не идут из-за низкого обеспечения. Ставка учителя высшей категории – около семи тысяч.
- Все держится на людях среднего и старшего возраста, - продолжает педагог. - Но у тех молодых, кто все-таки выбирает этот путь, я вижу характер. Они очень быстро делают карьеру. Они не хотят стоять на месте и идут вперед. Но – да, их мало.
Самым тяжелым в школьной работе Сергей Гапанчак считает не учебный процесс, а то, что за детьми и их увлечениями нужно постоянно поспевать. А ведь школьники меняются из года в год.
- Надо быть с ними «на одной волне», быть в тренде, - откровенничает учитель. – Это постоянная динамика. Прошлогодние методы мотивирования сегодня уже не подойдут. Учитель может отлично знать предмет и быть специалистом своего дела, но трудности заключаются еще и в воспитательном процессе.
Еще один минус школьной работы – бумаги.
- Хорошо, что есть уже электронные журналы, не нужно заполнять бумажные ведомости и нет обязательного утверждения планирования на бумаге, - продолжает Сергей Борисович. - Цифровизация – это огромный позитив. Но в школе остается много работы, которая мешает - не хватает времени подготовиться к урокам, организовать учебный и воспитательный процесс…
«Плохих» учеников, которых невозможно научить, по мнению педагога, нет. Но есть учителя, которые путают обучение с преподаванием.
- Учитель и преподаватель – это совершенно разные профессии, - объясняет Сергей Гапанчак. – У некоторых молодых учительниц в журнале – двойка на двойке или единицы. Старшие коллеги им советуют: «Ты посмотри, что у тебя написано, ты – учитель. А поступаешь, как преподаватель. Преподала материал - они не усвоили, ты пошла дальше, и двойки только ставишь. Задача учителя – научить».
И с этой задачей Сергей Борисович справляется на «отлично». Педагог поддерживает связь со своими выпускниками, многие из которых уже могут похвастать офицерскими званиями и орденами.