Небольшое село Комарове над речкой Припять находится в десяти минутах езды от поселка Ратно на Волыни, к чьей общине оно принадлежит. До границы с Беларусью – километров 20. Как и все селения в глуши, Комарове понемногу вымирает… В местной школе осталось всего 57 детишек - здесь учатся до девятого класса. Местные вздыхают: скорее всего, заведению осталось работать недолго - уже со следующего года могут оставить только начальные классы, а там и вовсе, чего доброго, закроют... Содержать его общине не под силу.
Хотя школа в Комарове не пасет задних по уровню образования. Местные выпускники учатся в престижных вузах в Киеве и других областных центрах. А учительница украинского языка и литературы Галина Шура, которая работает в ней уже 36 лет, на днях второй раз стала победительницей радиодиктанта национального единства. На этот раз - единственной среди многочисленных участников, не допустившей ни одной ошибки.
«КП в Украине» связалась с победительницей.
- Галина Серапионовна, поздравляем с победой! Поделитесь, зачем вам, учителю украинского языка, сдался этот диктант? Вы не уверены в своих знаниях?
- Не то, что не уверена - хочется больше знать. Пишешь, что-то новое узнаешь, совершенствуешь полученные навыки, а что неизвестно - ищешь. Хочется писать - потому, что это шаг вперед. А мы же с детьми работаем, и нам нужно только вперед.
- Много сомнений было во время диктанта?
- На первый взгляд, он показался мне несложным. Но зная, что там будет и какое-то усложнение, в нескольких местах раздумывала - не сразу отправила.
- Что было самым сложным?
- Самой тяжелой была определенная конструкция во втором абзаце, которая выделялась тире. Автор читал, и на этом месте слово «проносилось» прозвучало громче… Уже в последние секунды поставила там восклицательный знак.
- Как нужно готовиться к диктанту, чтобы победить? Вы как готовились?
- Честно говоря, я не готовилась. Просто искала, кто такой Андрухович, чтобы с его стилем познакомиться. И уже потом, когда закончила писать, продолжила совершенствовать свои знания об авторе. А особенной подготовки не было.
- И как вам Андрухович? Нравится?
- Честно - не читала особо. Так, урывками - оттуда кусочек, оттуда. Слышала - современный, модерный, популярный... Но, знаете, в программе школы для изучения его нет. Получается, интересуешься, но в общих чертах.
- Галина, такая идеальная грамотность что-то дает в жизни? Так ли это необходимо в наш век, когда все ошибки в текстах автоматически исправляются?
- Быть грамотным - это не является чем-то плохим, это очень даже хорошо. И как жить в Украине, не зная своего родного языка? В первую очередь надо знать свой родной язык, в совершенстве знать. Хотя часов в школе у нас немного - уже английского больше по расписанию, а украинский сокращают… И английский, как международный язык, важен, но и родной важен. Если б увеличивали часы, то дети были бы грамотнее. Но не все дети гуманитарии и не всем легко идет язык.
- Может ли ваша победа в этом соревновании среди самых грамотных сегодня быть стимулом для детей?
- Да, это же пример. Я стараюсь писать с детьми и отправлять работы вместе, но сейчас из-за карантина и дистанционного обучения не сделали этого. Хотя дети из 8-го класса дома пытались, но не успевали записывать и забросили. В прошлые годы я писала со своими выпускниками, а в последнее время и дети не очень хотят, и эти ограничения выбивают из колеи. Если б были в школе, то писали бы, а дома я не могу их проверить и организовать.
- А как вы вообще этот диктант проходите? Знаю, некоторые записывают на диктофон, а потом еще раз слушают.
- Я записала за один раз, а что не успевала, дописывала при повторном чтении. Просто почерк вышел такой «карлючками» - потому, что спешила. Но потом села и спокойно переписала. Еще немного подумала, исправила и так отправила.
- Вы уже не первый год пишите диктант…
- Я пишу уже лет шесть, но отправляю не всегда. В 2017 году тоже была победителем. Тогда мне прислали диплом за безупречное написание. После этого еще несколько раз писала. В прошлом году «короной» заболела и по состоянию здоровья не писала. А в этом году решила не пропускать. Это второй раз я победила, но первый, когда я единственная победительница. Есть диплом, две книги прислали интересные.
- На этот раз вы были уверены в своей победе?
- Нет, я не была уверена. Прошел период, можно было свериться с правильным текстом, а я как-то... Не то, что боялась, а думала просто: что будет, то будет. А раньше проверяла, это был стимул - я чего-то не знаю, значит, нужно посмотреть и запомнить. Когда был текст про Джамалу, я написала «крымскотатарский» через дефис, а нужно слитно. Это я на всю жизнь запомнила.
- Еще кто-то из вашего окружения пишет диктант? Может, родные или с учителями соревнуетесь в грамматике?
- Мама, ее уже год как нет, оставалась дома и радио слушала. И в день письменности тоже писала, пока еще видела. Я в школе, она - дома. Она не отправляла, дома я проверяла - даже не знала, что моя мама пишет так грамотно. Было несколько ошибок, но все равно такого я не ожидала от нее. Она библиотекарь. Но в последние годы перед пенсией работала совсем не по профессии - бухгалтером-кассиром…
- 75-летняя Кристина Гоянюк из Львова пишет диктанты уже 20 лет… Вы тоже не настроены бросать?
- Я по радио слышала о ней, в прошлом году тоже какую-то ошибку допустила. Думаю, что у меня получилось благодаря моей интуиции. Конечно, я каждый год буду писать диктант с детьми вместе. Все - дети хотят или нет, но будут!
- Как вообще проводите день радиодиктанта? Диктант и проверка много времени занимают, отпрашиваетесь с работы?
- Я ставлю в известность дирекцию, мне выделяют класс, и с желающими детьми из разных классов мы организовываемся и пишем. Дирекция помогает, не запрещает.
- К вам односельчане приходят с просьбами помочь правильно что-то написать, составить письмо?
- Если обращение, какие-то документы оформить - то да, были случаи, когда обращались.
Следующие диктанты Галина Шура обещает писать с учениками. Фото: facebook.com/НВК-с-Комарове-110528190434264/photos/pcb.468200538000359/468200474667032/
- Много ваших учеников являются призерами или победителями олимпиад?
- В последние годы нет. Школа маленькая - по пять-шесть детей в классе. Одна выпускница учится в Киево-Могилянской академии на журналиста - она и в конкурсах, и на олимпиадах призовые места занимала. Она уже взрослая. У каждого ребенка своя склонность. Не все гуманитарии, не все математики. Может, и от учителей зависит. Знаю по себе: если учителя любишь, то и предмет любишь.
- Какие проблемы сейчас есть в украинской школе?
- Если нашу школу брать… В этом году мы еще учимся, а что будет в следующем - не знаю... Когда организовалась Ратновская община, возник вопрос о понижении нашей школы до первой степени - должны остаться только начальные классы. А средние, с пятого по девятый, хотят возить в райцентр в семи километрах от нас. Нам сказали, что будут 28 детей возить, а нас закроют. Дорога очень плохая, грунтовая - по проекту это не дорога, а дамба, которая отделяла реку от села. Родители собирались и туда ездили, и сюда их вызывали - и на этот год отстояли школу. У нас новое большое помещение, и у общины нет денег на содержание полноценной школы. В дальнейшем, мы так думаем, хотят закрыть нас совсем. Мы сейчас боремся, отстаиваем свою школу. Наши выпускники учатся и в Киеве, и в Виннице, и в Тернополе в престижных вузах... Почему мы должны закрываться?
- Что нужно сделать, чтобы профессия учителя снова стала престижной?
- Ой, я даже не знаю… Если смотреть в селе - то нам немного легче, у нас есть домашнее хозяйство, и мы выживаем. Надо поднять зарплату - потому, что молодой специалист получает зарплату, на которую нельзя прожить. Это мы уже с опытом и надбавками имеем чуть больше. А молодой не пойдет. Поэтому, мне кажется, первое - это материальное обеспечение. Если будет это, то престиж поднимется, мы будем выглядеть более достойно в селе. Ученик ездит в Польшу и покупает автомобиль, а учитель или пешком идет на работу, или на велосипеде. Этот ученик подвозит меня и подсмеивается: «Вот, у меня за месяц столько, сколько у вас за год». У нас молодому специалисту платят шесть тысяч, а если у него меньше часов, то и шести не будет. Все упирается в материальный вопрос.