Министерство образования подтверждает, что новый учебный год в школах начнется 1 сентября. Но за парты школьники сядут только там, где будут так называемые «паспорта безопасности». Специальная комиссия должна зафиксировать наличие укрытия, где дети смогут спрятаться во время воздушной тревоги.
Также школы получают право вести дистанционное обучение в зависимости от желания родителей, практиковать смешанную форму онлайн и офлайн. А если в укрытиях недостаточно места для всех учеников - проводить занятия в несколько смен.
Однако самую резкую дискуссию в соцсетях и профильных группах педагогов вызвало указание, что абсолютную ответственность за жизнь и безопасность детей несут директора школ. Конечно, так было и раньше. Но раньше не было войны. А недавний аудит 13,7 тысячи школ показал, что только 8% из них имеют оборудованные убежища.
- Я полтора десятилетия проработал директором школы и не могу спокойно читать рекомендации по типу советского фильма «За все в ответе», - говорит шеф-редактор портала «Образовательная политика» Виктор Громовой. – Потому что помню, как меня, который за все в ответе, приходили проверять те, кто по своим должностям обязаны были школу обеспечивать, но ничего не делали. Директор школы 90% своего времени должен тратить на организацию образовательного процесса, а не на вопросы материально-технического обеспечения. Представляю, в каком положении оказались сейчас мои коллеги, не имеющие финансовых ресурсов, чтобы оборудовать убежище, но отвечающие головой за своих учеников.
Эксперт вспоминает гимназию в Кропивницком, которой руководил много лет.
- Там есть полуподвальное помещение, которое может сойти за убежище. Но воздушная тревога длится не меньше часа, бывает, и два часа. Если эвакуировать всех 400 школьников, то они окажутся как кильки в банке. Ни присесть, ни воды попить. Воду, допустим, принести можно, но у детей есть естественные потребности, - продолжает наш собеседник. - МОН советует продолжать учебный процесс в убежище, а как это может выглядеть, когда первоклассники и старшеклассники в одной коробке? Кто-то хочет в туалет, а кому-то стало плохо от недостатка воздуха. Если будет прямое попадание в здание, то в таком убежище завалит всех. Если директор погиб – концы в воду, а если выжил, то должен сделать харакири, потому что дальше позор, муки совести и пожизненное заключение.
По мнению Виктора Громового, есть вопросы и к рекомендации МОН учить школьников онлайн или офлайн по желанию родителей.
- Допустим, половина школы будет учиться очно, половина – дистанционно. Как разорваться учителям? Отработал дневную смену - и сразу выходи на вечернюю по компьютеру? А про доплаты за это никто не говорит, и ресурс человека не бесконечен, - рассуждает Громовой. - Я не представляю, что думают теоретики, когда подобное говорят. Они практически ничем таким не занимались, зато все время перекладывают ответственность на вечно виноватого директора.
Эксперт допускает, что немало родителей, особенно родителей учеников начальной школы, выберут офлайн, потому что надо идти на работу, а ребенка не с кем оставить дома.
- Когда был коронавирус, в моей родной гимназии по требованию родителей возобновили учебный процесс. Двое учителей умерли от COVID-19. А сейчас может случиться так, что придется заплатить в сотни раз большую цену. Если быть честными и не заигрывать с родителями, мы должны признать, что пока идет война, всегда есть риск массового убийства детей. Мы не можем позволить себе очное обучение.
Примечательно, что от мнения директора, который за все в ответе, практически ничего не зависит. Открывать для учебы школу или нет, решают общины, на балансе которых находятся учреждения, отмечает эксперт украино-швейцарского образовательного проекта DECIDE Анна Пуцова.
- Представители ГСЧС должны дать оценку, подходит для детей укрытие или не подходит, а местные власти будут учитывать их выводы и ситуацию в регионе. Однако процедурные моменты не прописаны, есть только рекомендации. Конкретного порядка принятия решений нет. Поэтому могут быть разные варианты, - считает эксперт.
Большой вопрос по сельским школам, большинство из которых строились, что называется, на голой земле. В абсолютной безопасности сегодня никто не находится, но все же есть местности, где пока относительно спокойно. К таким относится село Малая Перещепина в Ново-Санжарском районе Полтавской области.
- У нас укрытия нет. Но наипростейшим можно посчитать первый этаж, где двойные стены. Дадут разрешение на работу или нет, мы не знаем, сейчас проводим опрос родителей, - говорит директор местной школы Татьяна Демьяненко. - Пока прогнозируем смешанное обучение: уроки будут начитываться онлайн, а в школе - проводиться лабораторные работы. Но сегодня говорят так, а завтра могут сказать иначе. У нас все лето каждый день новые рекомендации.
Если вся ответственность за детей на директоре, то пусть за ним остается и право решать, брать ее на себя или нет.
Вот кому повезло, так это селу Лютинск в Ровенской области. Школу здесь построили в 1987 году – после катастрофы на ЧАЭС. Поэтому снабдили убежищем, рассчитанным чуть ли не на атомную войну. Площадь 300 квадратных метров, потолок высотой 3 метра, есть вентиляция, туалет, четыре выхода. Электричества, правда, нет, но это решаемо.
- 19 июля к нам комиссия должна прийти, будем просить у местных властей 40 тысяч гривен на то, чтобы свет провести. Почистим, побелим. Парты старые сохранились, хотим поставить, - рассказывает директор школы Михаил Гриневич. - В школе чуть больше 100 учеников, тут не то что они – все село поместиться может.
Однако большого оптимизма по поводу офлайн обучения педагог не питает.
- У нас рядом граница с Беларусью, кто знает, какие события ждут. В сентябре в убежище температура +12 градусов, а что будет осенью, зимой? Сорок минут дети выдержать могут, но тревога может длиться и три, и пять часов, - рассказывает наш собеседник. - Нам, конечно, повезло, вон в райцентре, в Дубровицах, школа на 500 детей, и ничего такого нет. Но убежище – это не выход. Попробуем смешанное обучение, а там, возможно, придется возвращаться на онлайн.
Михаил Гриневич обращает внимание на проблему, о которой в МОН не говорят.
- За два года дистанционного обучения у многих детей и даже учителей вышли из строя компьютеры, планшеты, смартфоны. Я лично знаю такие семьи. Не все в состоянии обновить технику, есть многодетные, есть родители, потерявшие работу. Они ничего не могут купить. Спешно строить бомбоубежища в школах – это иллюзия, из этого ничего не получится. Гораздо целесообразнее изучить потребности и направить деньги на то, чтобы помочь школьникам с компьютерами, - считает директор школы.
Рекомендации Минобразования обсуждаются в группе «Батьки SOS» одноименной общественной организации.
- Мнения родителей разделяются, люди живут в разных регионах. Но большинство считают, что об онлайн не может быть и речи, - говорит юрист Роман Бондаренко, он же модератор группы. - Из-за ракетных обстрелов в школах невозможно создать реально безопасные условия. А самодеятельность – это просто катастрофа.
Роман вспоминает, как в Нежине Черниговской области родители и педагоги сами взялись строить укрытие.
- Раскопали подвал и очень гордятся, что было 70 сантиметров, а стало два метра. А о том, что школа может сложиться, как коробочка, не думают, - считает юрист. - Кто-то призывает собрать с родителей по 500 гривен на убежище, кто-то пишет: плитку в подвале положим, побелим. Да хоть какие будут условия в подвале – биотуалеты, стульчики, вода, комфорт – это не безопасность. Потому что школы строились без расчета на бомбардировки. Инициатива МОН называется: давайте что-то делать, чтобы показать, что мы делаем.
Эксперт обращает внимание, что акцент ставится не на том, чтобы было безопасно, а чтобы школы имели «паспорт безопасности».
- То есть опять главное - получить бумажку. Местные органы власти подневольные. Им скажут открыть 50% школ, вот они и откроют. А дальше - ответственность директора, который тоже подневольный человек. Главное, что не чиновники. Минобразования не принимает управленческих решений, старается отодвинуть их от себя подальше.
По мнению Романа Бондаренко, школы открывать опасно. И вопрос не в том, чтобы обеспечить конституционное право на учебу, образование можно получить и позже. Сейчас главное – это сохранить жизни детей.
26 654 голоса при 25 000 необходимых набрала петиция о запрете очного обучения во всех учебных заведениях до окончания военного положения и боевых действий. Автор петиции Мария Горшенева обнародовала шесть причин, почему это необходимо. В частности, обращается внимание на то, что в Украине уже разрушено 20% школ и детских садов; что дети в школах будут находиться под эмоциональным напряжением, после воздушных тревог им будет трудно сосредоточиться на учебе.