Игорь Федирко, режиссер Киевского академического театра кукол, рассказал, почему в классическом детском театре начали выпускать спектакли для взрослых, зачем некоторых зрителей усаживают не в креслах, а на подушки на полу, а также поведал о тонкостях ремесла – сколько можно заработать, играя в куклы.
- О мире театра кукол мы знаем немного, но все это очень интересно. Игорь, как вы узнали об этой специальности и почему выбрали именно ее?
- Я оказался в этой профессии случайно, как, мне кажется, и большинство людей, которые в ней трудятся. Очень часто «на куклы» попадают те абитуриенты, которые не смогли поступить «на драму». У меня, правда, была немного другая история.
Я не планировал поступать в «Карпенко-Карого», но здесь мечтал учиться мой друг, а я решил его поддержать. Мы приехали вместе. В какой-то момент мелькнула мысль: «Все равно жду, может, себе попробовать?» Подошел к очереди на отделение драмы, записался каким-то сто первым. Потом прошелся по коридору и наткнулся на дверь с надписью «кафедра театра кукол». О, тоже актеры! И очереди нет. Зашел: «Добрый день!» Меня тепло приняли: «Может, стихотворение из школьной программы вспомните? А петь умеете? Станцевать что-то можете?» И затем вдруг: «У вас хорошие шансы попасть на бюджет».
Жили мы тогда в непростые времена: чтобы поступить в вуз, надо было давать взятки. Я этого не хотел. А тут вдруг у меня неожиданно появился шанс реализовать жизнь, не прибегая к помощи родителей. Позвонил, рассказал им обо всем.
Надо признать, папа и мама мало обрадовались. Они видели меня студентом института технологии и дизайна и уже заплатили кому-то за поступление 500 долларов.
- Деньги удалось вернуть?
- Нет (смеется)! Там прикольная история получилась. Я прошел в театральном предварительное слушание, успешно сдал первые экзамены, но родители настаивали: «Тут не поступишь, а там договорено – сходи и туда». Но так сложилось, что последний экзамен был назначен в один день - в обоих институтах. Очень быстро написал математику в технологии и дизайна и со словами: «я закончил» направился к выходу. Меня остановили: «Не можете уйти, пока остальные не дописали». Я начал что-то объяснять, меня не слушали – все серьезно. Тогда честно признался, что опаздываю на экзамен в другом вузе. И ушел.
Прибегаю в «Карпенко», уже всех прослушали, преподаватели направляются к выходу. Но меня приняли, хотя предупредили: «Это в виде исключения!»
Так я поступил. Закончил актерский, пошел на режиссуру - еще четыре года отучился, потом на магистратуре полтора - набралось десять лет учебы.
- Интересно, как сейчас родители относятся к вашему выбору?
- Очень позитивно! С удовольствием приходят смотреть мои работы: и вдвоем, и с внуками. «Кайдашева семья», «Красавица и чудовище» - для них топ-спектакли. Они переехали из Корсунь-Шевченковского в Киев, потому бывают у меня на работе довольно часто.
- Когда у вас появилась любовь к профессии кукольника?
- Признаюсь, у многих актеров кукольных театров есть некоторые комплексы по поводу своего выбора, особенно в студенческие времена. У меня такое чувство было где-то с год. А потом пришло осознание, что мне очень нравится этот мир. Он намного разнообразней: мы можем и в куклы играть, и работать в других жанрах – драматическом, музыкальном, оперы, балета, цирка. У кукольников больше предметов, чем у обычных актеров - и жонглирование, и пантомима, и технология изготовления кукол, и танец, вокал, сцендвижение.
Конечно, я радуюсь за коллег – драматических актеров. Но нередко, принимая их приглашения побывать на премьерах, ловлю себя на мысли: о, второй час идет спектакль, а на сцене появляется новый актер. Сколько ему надо было ждать за кулисами выхода? Как это скучно! Пять минут отработал и опять жди, чтобы выйти в финале на поклон.
У нас в театре по-другому: неважно, какая у тебя роль – большая или не очень, ты загружен на протяжении всего спектакля, ведь часто актер играет по пять-шесть персонажей.
- Ваша визитная карточка в театре кукол?
- Наверное, «Кайдашева семья». Прежде всего это спектакль для взрослых, но «Кайдашева семья» есть в школьной программе, поэтому приходят и ученики старших классов. За эту постановку взялся, во-первых, потому, что с Нечуй-Левицким мы земляки, я родом из Корсунь-Шевченковского. Во-вторых, преследовал практические цели – расширять репертуар для взрослых в нашем театре. А чтобы легче сработало, решил делать акцент на чем-то известном.
Для представления изготовили 56 кукол, шесть из них - главные персонажи.
Надо признаться, не всем актерам поначалу идея этого спектакля пришлась по душе: «Кайдашева семья»? Вы серьезно?» Я заверил, что будет интересно, ну и вообще за такой материал в кукольном театре никогда не брались. Публика приняла постановку одобрительно, хотя кукольные спектакли для взрослых - для многих зрителей нечто неизвестное.
Но мы с таким сталкиваемся уже не первый раз. У нас в репертуаре есть спектакль «Оскар», за который получили две «Киевские пекторали» (впервые такого уровня награду получил кукольный театр!), но зрители все равно ходили мало. Так продолжалось года два. Затем ситуация начала меняться к лучшему.
- Знаю, что у вас есть еще одно интересное направление – беби-театр.
- Такие выступления отличаются от стандартного детского театра прежде всего аудиторией. Тут зрителям от 0+. Таким театралам трудно высидеть в креслах зрительного зала, мы их усаживаем на мягких подушках на полу и предлагаем играть вместе с актерами.
- Поделитесь профессиональными секретами – как вы «оживляете» своих кукол?
- Когда я больше работал актером (сейчас задействован только в двух постановках), приходил в мастерскую на всех этапах создания новой куклы – присматривался, что-то советовал. Сейчас, как режиссер, влияю на все процессы. Репетировать начинаем, когда кукла даже еще не совсем готова, очень важно, чтобы кукловод освоил механику движения.
А сам момент «оживления» персонажей... Знаете, есть такая вещь: кукольник ты или нет. Есть актеры, которые умеют «думать» руками – это просто неимоверно! Вживую, перед зрителем, даже немного неуютно себя чувствуют, а за ширмой – расцветают. В Киеве таких актеров с десяток – наблюдать за их работой невероятное удовольствие. Как они подают героев, прочитывают реакцию зала!
Бывают сложные куклы – тяжелые, неустойчивые, в работе с которыми не успеваешь думать, больше концентрируешься на технических вопросах. А есть куклы, работая с которыми – купаешься в эйфории, тебя просто несет фантазия. И уже непонятно, ты управляешь куклой или она тобой.
- Сколько стоит сделать одну куклу?
- От двух до десяти тысяч гривен. В театре есть мастерская – весь реквизит изготавливается там. На стороне что-то заказываем редко. Надо сказать, профессионалов в этом деле немного, особенно очень ценятся конструкторы – их единицы.
Сколько времени уходит на каждую куклу? По-разному. Например, сейчас работаем над спектаклем «Ночь перед Рождеством», и я вижу, что на одного персонажа идет больше месяца, потому что очень много деталей.
- Вы следите за работой коллег в других украинских городах?
- Кукольные театры есть во всех больших украинских городах, кроме Сум. Все очень хвалят Харьковский театр, и я бы тоже его отметил. Там мощный тандем режиссера и художника, прекрасный актерский состав, сам театр с большими наработками и традициями. Можно отметить Львовский театр – там тоже хорошие традиции. Так же, как и в Ужгороде. И в Хмельницком. В последние годы на очень интересные эксперименты идет Одесский театр. Полтавский театр начал активно искать свой путь. Но в последние два года пандемии мы не сильно друг друга видели.
- Как раз собиралась спросить: что вы придумывали, чтобы привлечь зрителя в такое непростое время? Некоторые артисты, помнится, использовали даже совсем необычные места для зрительских мест – балконы гостиниц.
- Так проходил концерт группы «Грин Грей» в 2018 году. Зрители смотрели его на балконах из номеров одного из киевских отелей, а сцена располагалась на крыше соседнего здания. Такой формат использовали впервые в мире – и это было очень круто!
Мы много работали на улице – удалось открыть летнюю сцену благодаря нашему директору – это была ее идея. Приобрели огромный купол и под ним работали спектакли. Делали много уличных постановок, но это и неудивительно, ведь искусство кукольных театров там и зарождалось.
- Сколько зарабатывает актер театра кукол?
- Немного: 8-13 тысяч. А так как многим приходится снимать жилье, сложно прожить на одну зарплату. Потому актеры подрабатывают, и я совершенно не против, конечно, если приоритет в работе – театр.
Несколько наших актеров успешно дублируют фильмы. К примеру, великий Зиновий Гердт, голосом которого «говорят» персонажи многих картин, 40 лет проработал в театре кукол. У нас есть актеры, которые работают преподавателями. Снимаются в кино, например, моя однокурсница Тоня Хижняк – звезда сериала «Спіймати Кайдаша», актерскую карьеру начинала именно на сцене Киевского академического театра кукол. А Тарас Цымбалюк, который играет ее мужа Карпа, – мой друг и одноклассник, которого когда-то я и пришел подержать в «Карпенко-Карого».
- Есть какие-то возрастные ограничения для артистов кукольных театров?
- Возрастного ценза нет. Просто есть материал, под который кто-то подходит, а кто-то нет – других критериев отбора быть не может. Самому старшему нашему актеру, заслуженному артисту Украины Сергею Чуркину – 67 лет, работает в театре с 1976 года. Он играет, к примеру, Карабаса Барабаса в «Золотом ключике» – там такой голос и тембр! Но в жизни очень добрый – совсем не Карабас Барабас (смеется). Он был моим преподавателем в вузе.
Но все же театр для детей – это профессия для более молодых, ведь большинство спектаклей танцевальные. Конкурс в вузах немаленький, кафедры развиваются. Сейчас в «Карпенко-Карого» занимаются четыре курса. В мое время курс набирали раз в два года, теперь – ежегодно. Я стараюсь ходить на все экзаменационные постановки, присматриваюсь, кто подрастает. Согласитесь, рассмотреть человека за 10 минут собеседования – сложно. А в работе – легко. Мне много кто нравится, не скрываю, очень хотелось бы, чтобы человек пять принял наш театр.
- Что отвечаете тем, кто говорит, что кукольник – это не очень престижно?
- А кто так говорит? (смеется) Я не слышал! На мой взгляд, все зависит от того, счастлив ли ты в своей работе или каждое утро просыпаешься с мыслью, что надо увольняться. Вот это для меня критерий престижности.
ДОСЬЕ «КП»
Игорь Федирко - актер и режиссер театра кукол. Родился 27 августа 1990 года в Корсунь-Шевченковском. Окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого.
С 2013 года работал актером и помощником режиссера в Киевском муниципальном академическом театре кукол на Левом берегу Днепра. Как режиссер начал работать в Киевском академическом театре кукол в 2017 году. На сцене театра Игоря можно увидеть как исполнителя главных ролей в спектаклях вечерней сцены – «Любовь дона Перлимплина» и «Оскар».
Председатель киевской организации Международного союза деятелей театра кукол. Лауреат фестивалей Украины, России, Литвы, Португалии. Лауреат премии «Киевская пектораль» (2015, 2019 года).
Не женат.