Выпускники школ наконец-то получили все баллы по тестам ВНО. Тех, кто написал на максимум, в этом году немало. "КП" в Украине" расспросила абитуриенток из Харькова, Луганской и Полтавской областей, в чьих сертификатах красуются заветные 200 баллов, как им удалось так хорошо подготовиться к ВНОи на что обратить внимание 10-классникам.
Дарина Бухова живет в пгт Новопсковске на севере Луганской области. Свои баллы на ВНО абитуриентка узнала на днях, говорит - до последнего не могла поверить в то, что стала одной из тех, кому удалось написать на 200. Ее рекордный балл- по истории Украины, украинский и литературу Дарина сдала на 197. А вот по математике – 174 балла, но и этим результатом довольна, смеется - 100% гуманитарий, поэтому не расстроена.
- Я выбрала украинский, математику, историю Украины и географию, но на географию не поехала. С репетитором я готовилась к украинскому языку и литературе, к истории – купила курс в интернете, который обошелся мне в 350 гривен. Моя мотивация и курс – очень помогли, - рассказывает Дарина. - Историю я всегда любила, ездила на олимпиады с 8-гокласса. Когда начался этот предмет в школе, мне сразу стало интересно, тем более учитель у меня очень хороший. Та же история и с украинским.
Дарина вспоминает: на тесте по истории Украины очень разнервничалась. Говорит, задания в этом году были сложными.
- Нам сказали перепроверить количество страниц, я открываю тетрадь - у меня паника: там так много картинок, портретов! Начала переживать, что чего-то не знаю. Я выдохнула, вдохнула, настроилась, и все получилось, - улыбается. - Сразу совет всем на будущее – никогда не исправляйте: первое, что пришло в голову, то и пишите. Когда я начала проверять ответы по второму кругу, я хотела дважды исправить на неправильный ответ. У меня мозг начал что-то регулировать, я начала сомневаться, и это мне могло все испортить. Задания по истории были сложными, много людей не справились.
Также Дарина советует не относиться к ВНОкак к главному экзамену в жизнии не бояться сдавать.
- Мой главный совет в подготовке – стабильность. Распределите дни, составьте графики не отходите от него. Также не стоит сидеть часами над книгами и зубрить. Никогда не зубрите, это не поможет – нужно понимать, нужно, чтобы был интерес, тогда будет результат. На тесте не волнуйтесь. Я разволновалась на математике и потеряла очень много баллов, была невнимательной. Это важный экзамен, но он не главный. Можно поступить в другой университет, не в тот, что ты мечтаешь, и быть хорошим человеком, иметь хорошую работу и зарплату. Можно вообще никуда не поступать- и все равно быть счастливым! Не нужно отталкиваться от того, что ВНО решает вашу жизнь, это просто экзамен.
|
Как только на сайте появились правильные ответы, Дарина села вычислять, где промахнулась, но,закончив, растерялась – ошибок нет!
- Когда я выходила, точно знала, что баллов 180 у меня есть, Родители меня ждали после тестов, услышав, сколько набрала, расстроились, да и я тоже. Но дома начала проверять, дохожу до заданий, в которых сомневалась - все правильно. Думаю – да не может быть! Проверяю еще раз – нет. Зову маму, говорю – мам, смотри со мной. Проверяем вместе – ошибок нет, у меня шок. Я не верю. Звоню школьному учителю, несу тетрадь, смотрим вместе, она подтверждает, да, ошибок нет. Но вы думаете,я расслабилась? Нет, в голове начала крутиться мысль, мол, а если я что-то неправильно перенесла. А если сбилась на клеточку? – смеется. – До дня, когда пришли результаты, меня трясло, а потом наконец-то радость!
О своем онлайн-курсе, который помог подготовиться на 200 баллов, Дарина говорит с восхищением, так как сама она из небольшого поселка, широкого выбора хороших репетиторов у выпускницы не было.
- Я решила искать курс в интернете, он был со скидкой, сейчас цена уже 2 тысячи. Из знакомых его никто не покупал, но я увидела очень много хороших отзывов, много людей пишут после него на 190+. Первые две темы были бесплатными,и это огромный плюс, поэтому всем совет – перед тем, как покупать онлайн, посмотрите, чтобы несколько тем были пробными, нужно понять,подходит или нет. Если формат или подача информации не нравится-это деньги, потраченные впустую. Еще один плюс таких занятий – коммуникация, возможность задавать вопросы, общаться. Это не просто бросили тебе тему, мол, разбирайся. Разработчик тестов к работе подошел очень ответственно. Но я скажу так: если нет мотивации, то любой курс, за любые деньги, каким бы ни был крутым преподаватель, не поможет.
Дарина говорит:если есть возможность готовиться с репетитором вживую или онлайн, это лучше, чем полагаться лишь на школу.
- Например, по математике мы почему-то некоторые темы не проходили, поэтому было сложно решать задания по ним, почти никто их не написал, просто были не готовы, с репетитором, наверное, не упустили бы.
Жительница Харькова Маша Ковтуненко свои 200 баллов получила по английскому языку. Девушка готовилась к этому тесту самостоятельно, ходила к репетитору лишь на математику и украинский, их сдала на 189 и 192 балла соответственно.
- Я готовилась к английскому сама, у меня в школе с 5-гопо 9-йкласс была очень хорошая учительница, поэтому у меня была качественная база. В 10-11-мклассея уже сама решала тесты предыдущих лети так набивала руку, с репетиторами не занималась. В карантин готовиться было сложно, выматывало, ведь давали много заданий. Но, когда учеба закончилась, почти весь июнь я полностью посвятила подготовке, - говорит Мария. – В тесте по английскому самой сложной могла показаться часть с аудированием, потому что, если в школе не давали таких заданий, воспринимать на слух непросто. Чтение и грамматику в школе давали, мы тренировались такие задания делать, поэтому у меня сложностей не было. Еще одно из заданий – написать письмо другу.Но и это не так страшно, как кажется, особых сложностей нет, главное - знать структуру письма. Нам это в школе давали, поэтому если придерживаться структуры и раскрыть каждый вопрос из задания, то довольно просто получить за письмо высокий балл.
По словам Маши, особо к помаркам и опискам в тестах не придираются, можно допустить ошибки, но все равно баллы не снимут.
Тем, кому нужно будет сдавать английский, харьковчанка советует выбирать способ подготовкиисходя из тех знаний, которые получил в школе, и после решать – идтина дополнительные занятияили работать самому.
- Смотрите на свой уровень подготовки к началу 11-гокласса. Если человек учил английский в школе, то, я думаю, самой главной подготовкой будет решать все тесты прошлых лет, можно купить книжку "Типичные тесты по английскому языку". Если в ходе их решения возникают сложности, напримерс грамматикой, нужно разбираться в теме дополнительно и наверстывать упущенное из школьной программы. В свободное время смотреть фильмы, сериалы, видео на английском, чтобы тренировать восприятие речи на слух, это очень поможет в первых заданиях с аудированием, - говорит Мария Ковтуненко.
|
У Саши Дубовик из Карловки Полтавской области радость практически тройная: у нее 200 баллов по математике, 200 баллов по биологии, а украинский 197,5 – не хватило каких-то 2,5 балладо тройного рекорда.
- К ВНО я начала готовиться после 10-гокласса летом. Записалась к репетиторам по украинскому и биологии. Долго не могла решить, сдавать математику или историю, но остановилась на первой, пошла к репетитору, занятия проходили раз в неделю, - вспоминает Александра. - Каждый день систематически выполняла очень много заданий, писала тесты, сочинения, старалась не пропускать ни дня. Я хочу поступать в медицинский вуз, поэтому не позволяла себе расслабляться. До карантина я немного занималась с репетитором. Но хочу сказать: репетитор – это хорошо, а главное, какие усилия ты вкладываешь в результат. Большинство ребят ходят на дополнительные занятия, но, если ты сам не захочешь написать на 200и не будешь работать, ничего не получится, каким бы классным нибыл репетитор.
Когда начался карантин, Саша посвятила себя подготовке к тестам – быстро готовила домашние задания, а затемвесь свой день посвящала предметам, которые собиралась сдавать.
- Математику я очень много решала, к репетитору после карантина уже не ходила, у меня были очень хорошие онлайн-курсы. Чтобы вы понимали, я не училась в математическом классе, у нас было всего 2 часа на алгебру и столько же на геометрию, этого очень мало. Результатом я была потрясена – я, честно сказать, больше гуманитарий, - смеется. – Я себя как-тоувереннее чувствую в украинском языке, литературе, истории. По математике у меня всегда была хорошая оценка, но я не могу сказать, что увлекалась математикой, а тут решила, что должна сдать, решала все тесты всех уровней сложности, и вот у меня 200!
|
Александра вспоминает, что тесты по математике и биологии были хорошими – все задания соответствовали программе, поэтому решила их выпускница без особых сложностей. А вот с украинским, а точнее с литературой, пришлось повозиться.
- ВНО по математике и биологии было справедливым, а вот в украинском мне не очень понравилось, что добавили задания со стихами. Я считаю, что такие задания разбирают, учат такому мышлению, глубокому анализу в профильных классах, специализированных школах, может быть,на каких-то дополнительных занятиях, но не у всех. Когда готовилась, читала все стихи, много учила на память. Одну ошибку сделала как раз в задании о стихе. Но про электрическую мухобойку я знала! Читала, что многих этот вопрос возмутил, но я, как только прочитала вопрос, в голове засияло – да это же "Мина Мазайло",- смеется Саша. – Тема сочиненияменя сначала напугала (нужно было написать про патриотизм украинцев за границей.– Авт.), но потом я выбрала примеры и расслабилась. Писала в примерах про семью Сирко из "Тигроловов" Ивана Багряного и о патриотизме Тараса Шевченко.
По словам Александры Дубовик, своим примером она хочет вдохновлять тех, кому предстоит сдавать тесты в следующем году, ведь получить самый высший баллможет даже ученик обычной провинциальной школы, ведь главное – поставить цель и много работать.
- Мне хотелось показать, что 200 баллов – это не какая-то сказка и выдумка, что каждый может, если сильно захочет, смотрите, я смогла. Я верила в себя и свои силы, каждый день повторяла: "Все получится, все будет хорошо, напишу на 200". Хочу всем сказать, что необязательно учиться в крутой или специализированной школе. Можно иметь 4 часа математики в неделю, но сдать на 200. Главное - много трудиться и хотеть получить максимум всем сердцем. Не бойтесь, не ставьте блоки. Не говорите, что не можете, ведь вы даже не пробовали. Мне тоже было сложно, но я вошла в этот учебный год в системе, которую придумала, и это помогло мне. Многие жалуются, что вот ВНО, надоело, но я смотрю на этот экзамен, как на помощник, который будет трамплином к мечте, к вузу, в который ты хочешь. ВНО – не враг, мыслите позитивно, - улыбается Саша Дубовик.
КСТАТИ
|
Интересной историей о 200 баллах на тестах поделился директор Харьковского регионального центра оценивания качества образования Александр Сидоренко. По его словам, в этом году много людей, которые писали тесты и не были выпускниками школ, получили по 200 баллов. Правда, когда их результаты проанализировали, оказалось, что этим гениям далеко за 30, а некоторые сдают на 200 баллов 4 года подряд.
"Нашли сайт с онлайн-подготовкой к ВНО в Полтавской области (а-ля репетиторы), где все эти 200-балльникипредлагают свои услуги и указывают, что они сдали в этом году ВНО на 200! Почему нельзя использовать обнародованныематериалы и определять свой уровень? Зачем тратить средства налогоплательщиков ежегодно?", - возмущен Александр Леонидович.
Как объясняет эксперт в ВНО, каждый раз, когда репетитор сдает на 200, он лишает возможности абитуриентов получить баллвыше, что по отношению к детям несправедливо.
- Рейтинговая составляющая балла ВНО пропорциональна проценту участников тестирования, которые получили не более определенного количества тестовых баллов, но преодолели порог "сдал/не сдал". Чем больше тех, кто получил 200, тем ниже баллВНО у тех, кто получил меньшее количество тестовых баллов. Конечно, это зависит от количества таких 200-балльников. Если же 200 баллов набрали только репетиторы -это уменьшит балл ВНО даже утех учеников, которые написали лучше. Ведь 200 баллов получает не тот, кто решил все задачи, а тот, кто написал тест лучше среди всех участников, - объясняет Сидоренко.
Таким образом,выходит, что учителя хвастаются перед учениками, что знают предмет лучше детей, а ходить на тесты могут столько раз, сколько захотят.
- Конкуренция является нормальной, если все участники соревнуются на равных, находятся в одной "весовой категории". Но если репетиторы с многолетним стажем кичатся тем, что сдали тест лучше своих учеников… Если репетитор не может сам сдать тест по предмету, по которому готовит, это говорит о его профнепригодности не только как учителя, но и как просто специалиста по этой дисциплине. А критерием работы учителя или преподавателя должнабыть успешность его учеников, - уверен Александр Леонидович.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ