Внешнее независимое тестирование продолжается, и пока обходится без громких скандалов. Но выпускники все же отмечают – к примеру, в тестах по украинскому языку попались коварные вопросы на ударения, а ставшая легендарной "электрическая мухобойка" все еще активно обсуждается в соцсетях. Абитуриенты говорят: к "жалюзІ, чорнОсливу, чорнОзему" их ни школа, ни жизнь не готовили. Единственный кто мог заранее подсказать – репетитор, но ведь не у каждого же он был?
У родителей, которые нанимают педагогов для дополнительных занятий, мотивация схожая – чем лучше ребенок подготовится, тем выше баллполучит.
|
- Школа - хороший плацдарм. Педагоги, которые не первый год работают инструкторами на тестировании, кожей чувствуют, какие задания будут, на что обратить внимание и что перечитать, еще раз решить в последнюю ночь перед испытанием, - считает мама выпускницы из Харькова Наталья Белокудря. - Моя дочь сдавала тест по украинскому языку и литературе, два года занималась с репетитором – ее школьным учителем. Результат пока предварительный, но высокий, в пределах 190 баллов. Дочка рассказала, что она была готова на 100%, сразу открыла последнее задание: мини-сочинение. Как и предрекала учительница, оно было связано с патриотизмом и молодежью. Мы пока в ожидании результатов, но хочу сказать, что,если бы репетитор был не связан со школой и ежегодным ВНО, уверенности в позитивной сдаче тестов было бы меньше.
Дочь харьковчанки Сильвы Тамамян Луиза также начала готовиться к тестам за двагода. В ее гимназии учительница украинского языка пошла навстречу классу – готовила ребят бесплатно на дополнительном уроке. Родителей лишь попросили купить тетради для подготовки.
-Несомненно, учителя предметов, которые сдают на ВНО, делали акценты, что эта тема будет, обратите внимание, но мы прибегали к помощи репетиторов. И вот почему. В английском, например, есть задание – нужно написать сочинение. По школьной программе такой вид заданий делают крайне редко. Дочь ходила к репетитору даже не столькодля подготовки к самому тесту и вопросам, сколько для поправки пробелов, которые у нее есть, - рассказывает Сильва.
|
Также Луиза, несмотря на отличные знания поистории, которые ей дали в школе, решила все же обратиться к дополнительному специалисту.
- Мы обратились к частному преподавателю по истории, которая смогла систематизировать знания. Дочь теперь "сёрфит" по истории, мне это безумно нравится! Она знает, что, если в Украине происходило то-то, в Российской империи правил тот-то, а в Европе было то-то. Теперь дочь может легко найти объяснение, почему началась какая-то войнаи почему она закончилась так, а не иначе, - рассказывает мама выпускницы. – Есть дети, которые готовятся самостоятельно, но если мне хочется, чтобы дочь знала лучше, то я найму персонального учителя. Как бы хорошо ни давали материал в школе, сколько бы его нибыло в интернете, но с помощью педагога получается лучше.
Еще один аспект, на который Сильва Тамамян обращает внимание: тестовые задания прошлых лет, которые дети проходят или самостоятельно, или с репетитором,в школе на уроках делать ихне должны.
- Например, учитель истории у нас хорошо дает программу, но разбирать задания тестов прошлых лет он не будет. Он это и не должен делать, мы, как родители, не имеем права требовать. Если родитель хочет, чтобы ребенок их разобрал, должен или делать это сам,или с репетитором, - говорит Сильва.
|
Учитель биологии Ольга Халепа подтверждает – официально школы не выделяют часов, чтобы педагоги занимались с детьми перед тестами на уроках, поэтому что ребенок успел выучить, то и его, если что-то пропустил – догоняй.
- Если говорить об учителе, то,простите,когда ему готовить ученика? Во время урока? С какой радости? Занятия идут по учебному плану,и если трое из двадцати сдают мой предмет, то зачем это повторение остальным? Поэтому необходимы дополнительные занятия. Вы скажете, что они есть. Конечно, с нас требуют, чтобы на дверях учебных кабинетов был обнародован график дополнительных занятий. Но, извините, учитель должен их проводить бесплатно? Для этого нужны дополнительные оплачиваемые часы, - говорит Ольга Халепа.
Также, по словам учительницы биологии, очень многое зависит не только от учителей и школы, но и от самого выпускника.
- Конечно, учитель без репетитора может подготовить ученика к тестам ВНО. Но здесь нужно учесть несколько моментов. Во-первых, базовые знания ученика по предмету, который тот собрался сдавать. Если ребенок до 11-гокласса ничего не делал, а тут вдруг вспомнил, что надо, то вряд ли можно полноценно вложить в его голову весь необходимый материал. Во-вторых, если у ученика есть база, главное – чтобы у него было желание получить результат. Ему нужно систематически заниматься, ходить на уроки и выполнять задания. Без этого никак, - считает Ольга Халепа.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
|
Вопрос "Может ли школа полностью обеспечить процесс подготовки ученика к тестам?" мы задали главе Харьковского регионального центра оценивания качества образования (отвечает за организацию тестов также в Сумской и Полтавской областях) Александру Сидоренко.
- В целомшкола готовит к тестированию, но нужно рассматривать конкретные случаи, если конкретный ребенок говорит, что что-то в школе не изучали. Мы с таким иногда сталкиваемся. Когда начинаешь разбираться, оказывается, что действительно не изучали, но по причине того, что в школе нет учителя, что он болел, а заменить было некому. Все, что спрашивают в тестовых заданиях, жестко, категорично и однозначно исходит из школьных программ, - говорит Александр Леонидович. - Каждая школа готовит по-разному, но потенциально есть возможность готовить качественно к ВНО у каждой школы, хоть они работают в разных условиях. Конечно, в городской школе условия и реалии для детей лучше. Разница между городским и сельским образованием возникла не на стадии внедрения ВНО, она была всю жизнь, просто тесты как объективный процесс обостряют эти проблемы.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
|
Анастасия Денисенко из Волновахи была одной из тех, кто в прошлом году написал тест по украинскому языку и литературе на 200 баллов. Помогал Насте с подготовкой репетитор, а еще она могла по 8 часов в день сидеть над учебниками. Старания девушки оправдались – получив впечатляющий результат, Настя легко стала студенткой КНУ им. Тараса Шевченко и сейчас изучает турецкий язык. Оглядываясь назад, говорит, решила обратиться за помощью к репетиторуне потому,что знаний в школе не дали, наоборот, именно учительница украинского очень повлияла на ее страсть к языкам, а потому,что хотела сдать на максимум.
- ВНО – сложный экзамен, к нему нужна особая подготовка. Конечно, кому-то хватает только обучения в школе и самостоятельной подготовки дома. Однако, по моему мнению, если ученик рассчитывает на высокие баллы, дополнительные уроки с учителями необходимы. Хотя бы для того, чтобы быть уверенным, что ты выкладывался на максимум, - делится Анастасия Денисенко. - Учитывая мой результат, могу сказать, что репетитор дает более глубокие знания, и это приводит к высоким баллам. Конечно, я много занималась и самостоятельно, однако именно проработки материала с репетитором, которому я на 100% доверяю, стали главной отправной точкой к успеху.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ