Чем дороже - тем вкуснее
Несколько лет назад американские ученые провели интересный эксперимент. Его участникам предложили пробовать 2 вида вина, но им самим сообщили, что видов вина – четыре, а его цена варьируется от 5 до 30 долларов.
Оказалось, что доверчивые участники эксперимента то ли совершенно не разбирались в напитках, то ли были подавлены авторитетом исследований. Так или иначе, но результаты показали: высокая стоимость продукта делает товар в глазах потребителя более изысканным. Люди могут приобретать дорогой, но некачественный алкоголь, который все равно будет считаться для человека самым вкусным, резюмировали ученые.
На втором этапе проведения исследования участникам приготовили молочные коктейли. И снова самым вкусным они называли тот напиток, цена на который была выше других.
Эксперименты, показывающие зависимость вкусового восприятия еды и напитков от их стоимости, проводились и ранее. Например, все те же американцы предложили 139 добровольцам один и тот же шведский стол в ресторане. Но при этом одни заплатили за еду 4 доллара, а другие – 8. Результаты исследователей буквально поразили: если в первой группе средняя оценка составила 9 баллов по 100-бальной шкале, то во второй - 88, то есть почти в 10 раз выше! Авторы исследования сделали однозначный вывод: еда казалась вкуснее исключительно потому, что люди считали ее дорогой.
Мода на ЗОЖ
Мода на здоровый образ жизни добралась и до Украины. Впрочем, новоиспеченные "зожники" не слишком утруждают себя чтением этикеток, полагая: если на этикетке стоит маркировка "эко", "био", "органик" или "100% натуральный", этого вполне достаточно для того, чтобы еда считалась полезной.
Между тем, "КП" в Украине" уже не раз писала о том, что кричащие надписи на упаковке о пользе и натуральности продукта далеко не всегда соответствуют действительности. Дело в том, что производство любого органического продукта начинается с сертификации земли. Например, если речь идет о молоке или мясе, в первую очередь органический статус должны получить поля и пастбища для животных. У нас же сертификацию часто получают правдами и неправдами, и рядом с "сертифицированным" пастбищем вполне может располагаться поле, на котором используются пестициды. Наше молоко считается "органическим", если корову не кормили химикатами, а то, что она паслась прямо у дороги, никого особо не беспокоит. Так что надпись о "натуральности" делает продукт дороже – и только!
В Украине сегодня действует Закон Украины "О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья", но он не просто не работает, но и не соответствует законодательству ЕС. А проект нового закона "Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органичной продукции" №5448 лежит в Верховной Раде еще с ноября 2016 года.
Качество – под вопросом
Еще с светских времен мы привыкли: импортный товар – априори лучше и качественнее отечественного. Иностранное многими воспринимается как элитное, и кажется вполне справедливым, что стоит импортный товар дороже.
Возьмем для примера импортное сдобное печенье в жестяных коробках, которое, в пересчете на килограммы, стоит умопомрачительные 500-700 грн/кг. Да, выглядит оно, главным образом из-за коробки, дорого и празднично, но так ли это на самом деле? Точно такое же печенье (по крайней мере, на вкус) украинского производства продается в среднем по 50-55 грн за килограмм – то есть в 10-14 раз дешевле!
Возможно, мы переплачиваем за качество? Не тут-то было. На коробке с "европейским печеньем" указан состав, и он не оставляет даже минимальных надежд на "натуральность" продукта. Здесь скрупулезно перечислены все те же ингредиенты, которые не приветствуются диетологами: кондитерские жиры, ароматизаторы и вездесущие "ешки". То есть разница в цене в разы вовсе не означает, что у дорогой выпечки более качественный состав.
Таких примеров можно привести очень и очень много. Например, несколько лет назад мы совместно с "Укрметртестстандартом" проводили экспертизу мороженого и выявили удивительную закономерность: чем больше состав продукта отдаляется от "классического мороженого", тем дороже порция! Продукт, в составе которого молоко расположилось далеко на задворках, оказывается в полтора раза дороже, чем тот, в составе которого коровье молоко на первом месте. А самое дорогое из продуктов, участвовавших в экспертизе, было "замешано", на воде, сахаре и кокосовом масле. Молоко в этом продукте стоит лишь на четвертом месте, да и то сухое и обезжиренное! Эксперты пришли к выводу: покупая дорогое мороженое, мы зачастую оплачиваем не высокое качество, а наглость и амбиции производителя.
В продаже – настроение и образ жизни!
Современные маркетологи продают не товары, а настроение, и даже образ жизни. Обратите внимание, как продаются дорогие продукты: прекрасное оформление, яркие и блестящие упаковки, красивая выкладка, приятная музыка, дружелюбные продавцы.
Создается полное ощущение, что эта одна конфета по цене килограмма шоколада способна создать праздник в каждом доме!
Иллюзию подкрепляют знаменитости, которые время от времени рекламируют драже, чипсы или газировку. "Он тоже это ест!", - думает потребитель и кладет в корзину совершенно ненужный ему товар, в глубине души надеясь, что он хоть немного приблизится к образу жизни "богатых и знаменитых".
МНЕНИЕ
Главное – чтобы потребитель не чувствовал себя обманутым
- На украинских прилавках лежат абсолютно идентичные товары, цена на которые может различаться в разы, но своего покупателя находят и дешевые, и дорогие продукты. И самое парадоксальное заключается в том, что роста продаж можно добиться не только снижением, но и повышением цен, - отметил "КП" в Украине" эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. – Главное, чтобы потребитель не чувствовал себя обманутым, а оставался в уверенности, что совершает выгодную покупку. Именно этой цели и подчинены все уловки – от красивых дорогих упаковок (под которыми скрываются те же низкосортные продукты) до отсыла к "элитности" и здоровому питанию. Если покупатель уверен, что свои деньги он платит не напрасно, продажи пойдут как по маслу!