С ценами на украинских прилавках вот уже второй год творится что-то совсем уж непредсказуемое. Конечно, все мы понимаем, что во время войны продукты дешеветь не будут, но некоторые товары устанавливали такие рекорды, что удивляли даже самых больших пессимистов.
Что сегодня происходит с ценами на продукты и каких изменений ждать к лету?
За год продукты подорожали более чем на четверть, хотя, говорят экономисты, могли бы и больше. В стране идет война, так что и 50%-ный рост цен никого бы не удивил.
Эксперты называют несколько факторов, обеспечивающих безудержный рост цен.
Во-первых, это энергетические кризисы, созданные страной-агрессором. Хранение продуктов требует затрат ресурсов, прежде всего электроэнергии. В этом году с этим были большие проблемы, много запасов пропало, поэтому сегодня наличие ряда товарных групп серьезно зависит от импорта.
Во-вторых, временная оккупация ряда областей. Большой объем овощей, в первую очередь лук и морковь, выращивались на Херсонщине и в Запорожской области, но из-за оккупантов украинские потребители не имели доступа к этим продуктам.
И, наконец, в-третьих, мы наблюдаем, как работает эффект Гиффена, согласно которому спрос на определенную группу социальных товаров растет при увеличении цены. При этом речь идет именно о социальных товарах, ведь для всех остальных события разворачиваются по другому сценарию: при повышении цены потребление снижается. Например, при подорожании сливочного масла люди переходят на маргарин, при подорожании мяса - на птицу или рыбу. С товарами Гиффена все не так: при повышении цен на то же подсолнечное масло люди начинают покупать его не меньше, а даже больше за счет экономии на других продуктах. Все просто: потребители ожидают дальнейшего роста цен и запасаются впрок.
Согласно последней доступной статистике Госстата (март к марту), за 12 месяцев общая инфляция составила 21,3%, продуктовая – 26,8%.
Почти в полтора раза поднялись цены на фрукты (+44,9%), более чем на треть выросли ценники на овощи (+38,3%), рыбные продукты (+37,2%), безалкогольные напитки (+33,2%).
В целом нет ни одной группы продуктов, цены на которую за год бы снизились или хотя бы остались на месте. Но, конечно, рекордсменами подорожания стали яйца – плюс 80% за год, по данным официальной статистики.
Перед Пасхой мы писали о том, что яйца в очередной раз стали «золотыми», и даже вспоминали о предпасхальной динамике в последние несколько лет. Так, в преддверии Пасхи-2018 яйца продавались по 25-26 грн за десяток, в 2019-м – по 18 грн, в 2020-м – по 12,90-13,90 грн, перед Пасхой-2021 цены стартовали от 30 грн, а в прошлом году мы писали о рекордно максимальной цене – от 38-39 грн за десяток. Правда, прошел всего год, и в преддверии Пасхи-2023 покупателям уже не верилось, что относительно недавно яйца продавались настолько «дешево». В апреле минимальная цена в столичных супермаркетах составляла 57,90 грн за десяток.
Тогда экономисты прогнозировали некоторое снижение ценников после праздника, но точно не в два раза. Но вот прошло всего две недели, и в некоторых магазинах появились непривычно дешевые яйца – по 29,70 грн. Понятно, что и лотки с безбожными ценами никуда не делись, но все же у покупателей появился очень неплохой выбор.
Обсуждая падение цен, эксперты называют несколько основных причин: рост производства яиц (куры весной лучше несутся), улучшение ситуации с энергоснабжением, увеличение предложения домашних яиц от частников (опять же из-за сезонности и теплой погоды) и, наконец, снижение спроса со стороны покупателей после пасхальных праздников.
- Такое снижение ценников – сугубо сезонное явление, - подытожил экономист Владислав Банков. – В прошлые годы даже случались ситуации, когда птицефабрики уничтожали непроданные излишки, чтобы не обваливать цену до минимума. Но нынешний обвал ненадолго: цена на яйца вырастет буквально через несколько недель.
Среди других кандидатов на снижение Владислав Банков называет сезонные овощи и ягоды. При этом, говорит эксперт, снижение ценников на остальные продукты маловероятно из-за роста налогов и ужесточения регуляторных норм (возвращение акцизов на топливо, отмена единого налога, возврат кассовых аппаратов).
- Как только погода станет устойчиво теплой, подешевеет сало, - отметил в беседе с KP.UA президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Также к лету традиционно снизятся цены на свежую зелень, тепличные огурцы и помидоры. Когда теплеет, овощи начинают дешеветь очень быстро - редис вообще будет очень дешевый.
Экономист Андрей Мартынюк соглашается: в ближайшие месяцы покупателей ожидает снижение роста цен на продукцию нового урожая, по мере того, как она будет поступать на рынок. В первую очередь речь идет о молодых овощах и зелени. А наибольшее снижение цен произойдет летом, когда в продажу начнут поступать отечественные овощи с открытого грунта.
Цены на мясо в ближайший месяц останутся без изменений, хотя по регионам возможны незначительные колебания. А вот минимальные цены на яйца подтянутся ближе к 40 грн.
Если говорить о продуктах, которые в ближайшее время подорожают, то, говорит Александр Охрименко, это, прежде всего, импортные продукты.
- Подорожают фрукты, клубника будет вначале очень дорогая, потом цены снизятся, - отметил эксперт. – Также могут подорожать молоко и молочные продукты.
Аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак считает, что к лету динамика изменения стоимости продуктов питания будет, в основном, сезонной, а остальные факторы окажут минимальное влияние.
- Вероятность форс-мажоров я считаю низкой, - отметил эксперт в комментарии KP.UA. – Сегодня в мире цена энергоресурсов падает, значит и в Украине резкого взлета на топливном рынке не будет. Валютный рынок находится под жестким контролем финансового регулятора уже более года, и выбранный курс позволяет гривне держаться по отношению к доллару и евро. Расширения зоны военного конфликта также не ждем, учитывая, что ВСУ уже длительное время не допускают проникновения врага на новые территории.
Умеренный рост в рамках 1-3 гривен могут показать молочная продукция, яйца, мясные продукты, рыба, подытожил эксперт. Но резкого изменения ценников не будет. Из-за войны и низких доходов населения потребительская активность замедляется, так что, говорит Орыщак, бизнес уже давно не пытается заработать на населении дерзкими ценовыми колебаниями, понимая, что это еще больше снизит спрос. Поэтому предпринимателям приходится входить в положение людей в период войны и выдерживать более-менее разумный баланс ценового предложения.