Украинский Кабмин не сидит без дела даже в воскресенье. 14 августа на сайте Верховной Рады был зарегистрирован законопроект №7668, который предлагает вернуть акцизы на топливо, отмененные в марте – по ставке 100 евро за 1000 л на бензин, дизель и газ.
Авторы законопроекта №7668, по традиции, пожаловались на нехватку денег и напомнили: акцизный налог был основным источником формирования государственного дорожного фонда, так что сейчас денег нет даже на ремонт дорог, не говоря о чем-то более масштабном. Для того, чтобы поправить ситуацию, документ предлагает вернуть акциз на топливо и установить его в размере 100 евро на 1000 литров.
«Реализация положений проекта закона позволит, в частности, увеличить поступления в Госбюджет Украины акцизного налога минимум на 2 млрд грн ежемесячно исходя из нынешних темпов импорта», - говорится в пояснительной записке к документу.
Надо сказать, что «зрада» в соцсетях начала разгоняться еще до появления текста документа. Оно и понятно: очередной рост ценников не хочется видеть никому. Более того: некоторые нардепы посчитали нужным высказаться в духе «это не мы – это правительство хочет поднять налоги!». Украинцы принялись пугать друг друга взлетом цен и потихоньку паниковать.
В то же время эксперты напоминают: 100 евро на тонне – это значительно меньше, чем было раньше, до отмены акциза (в среднем 135 евро). То есть это около 4 грн/л с НДС на все виды топлива.
«КП в Украине» выяснила, что об этой инициативе думают экономисты, и оказалось, что большинство выступают все же за возвращение акциза. Но мнения есть разные.
Так, аналитик Даниил Монин считает, что украинское правительство видит только один способ запуска экономики – поднимать налоги. Такое впечатление, что цель Кабмина – постоянно ухудшать бизнес-среду.
В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко убежден, что акцизы нужно повышать до довоенного уровня, поскольку эксперимент со снижением налогов на топливо полностью провалился.
- Когда вводили нулевые акцизы, продавцы обещали дешевое топливо, но украинцы его так и не увидели, - напомнил эксперт в беседе с «КП в Украине». – Дешевле бензин и дизель не стали, зато маржа продавцов выросла чуть ли не до 100%.
Абсолютно правильной инициативой считает возвращение акцизов и аналитик Алексей Кущ.
- Дело в том, что топливо – это специфический по эластичности товар, в котором изменение цены не приводит к пропорциональному изменению спроса, - поясняет эксперт. - Продавцы сегодня продают топливо по максимально возможной цене на рынке, и налоги тут ни при чем. То есть, если бы уровень налогов был запредельным, то это повлияло бы на цены, но средний уровень налогообложения на этом рынке погоду не делает. Цена останется прежней, поскольку ее ограничивает платежеспособность населения, но вопрос в том, пойдет часть этих денег в казну в виде налогов или же в карманах трейдеров осядет дополнительный сверхдоход.
По мнению аналитика, 100 евро на тонне – это минимальный уровень акциза, который трейдерам вполне по силам. К тому же, напоминает Кущ, на топливном рынке действует льготная ставка НДС в 7%, и пока ее не поднимают.
- Я, кстати, считаю, что это правильное решение – убежден, что ставки НДС нужно дифференцировать, - говорит Кущ. – В частности, НДС должен быть снижен на социальные продукты, топливо, коммуналку, газ для населения.
По мнению Монина, топливный акциз 100 евро на тонне приведет к росту цен на заправках на 4-5 грн на литре, что, в свою очередь, станет одной из причин раскручивания инфляции.
В то же время по мнению Охрименко, возвращение старых налогов существенно не увеличит стоимость бензина, просто маржа бензиновых спекулянтов будет ниже.
- Если бы работу АЗС контролировали, цена на топливо вообще бы не выросла, - говорит экономист. – Но и без контроля возвращение акциза приведет к росту цены максимум на 50 копеек на литре.
О том, что подорожания бензина и дизтоплива не будет, говорит и директор консалтинговой компании «Группа А-95» Сергей Куюн. По словам эксперта, мировые цены в последнее время существенно просели, что создает потенциал для снижения цен в Украине на 3-4 грн на литре. Акциз просто «перекроет» это снижение, вследствие чего цены стабилизируются возле текущих отметок: бензин А-95 – 50-52 грн за литр, дизель – 51-53 грн за литр.
Алексей Кущ добавляет: если подорожание и случится, то с введением акцизов оно будет связано в последнюю очередь. Основными причинами могут стать подорожание топлива на европейских рынках, логистические проблемы, девальвация гривны.
- С налогами или без них, топливо будет продаваться по максимально возможной цене для нашего спроса, - уверен аналитик. – И я убежден, что высокомаржинальные бизнесы должны платить налоги – пусть несколько гривен с каждого литра пойдут в бюджет, а значит, и на армию, а не рассосутся по нескольким карманам.
Что касается цен на продукты, то, напоминает Алексей Кущ, в ценах различных товаров транспортная составляющая составляет от 10 до 40%. Учитывая, что транспортная составляющая - это не только цена топлива, но и зарплата, другие расходы, можно говорить о том, что при подорожании топлива, скажем, на 10%, цены поднимутся на 1-2%.