22 декабря
Загрузить еще

Никто никуда не едет: 7 важных вопросов о дефиците бензина

Никто никуда не едет: 7 важных вопросов о дефиците бензина
Фото: John Moore/Getty Images

Госрегулирование цен на топливо привело к дефициту бензина и дизеля. А как только Даниил Гетманцев и Ко внесли законопроект об очередных изменениях в Налоговый кодекс, в числе которых предложили отменить льготы по налогам на топливо, бензин просто исчез с АЗС по всей стране.

К заправкам мгновенно выстроились очереди как из автомобилей с пустыми баками, так и из тех, кому и 5 литров уже не влезет, но есть пунктик «всегда должен быть полный бак». Сегодня заправленная машина приносит чувство глубокого удовлетворения и душевного спокойствия. Почти как кладовка, доверху набитая туалетной бумагой во время карантина.

Кто виноват в сложившейся ситуации и что делать? Ответы на эти извечные вопросы «КП в Украине» искала вместе с экспертами.

1.Что происходит?

В последних числах апреля в Киеве практически полностью исчез бензин, что породило среди автомобилистов огромную волну недовольства и даже паники. Эксперты осторожно пояснили: госрегулирование цен приводит к положительным результатам, только когда его вводят правильно, «чувствуя» рынок. Но в условиях, когда себестоимость топлива практически сравнивается с максимальной отпускной ценой, топливный рынок останавливается. А вместе с ним останавливается и все остальное.

Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн пояснил: если отмена акциза и уменьшение НДС с 20% до 7% в середине марта снизило цены на топливо на 10-12 грн на литре, то возвращение налогов приведет к обратному эффекту.

Но, как показывает практика, Украине не обязательно ждать возвращения акцизов – достаточно только зарегистрированного законопроекта и ожиданий. А дальше события разворачиваются по предсказуемому сценарию.

2. Можно ли утверждать, что основная причина роста цен заключается в сговоре трейдеров?

При ответе на этот вопрос мнения экспертов разделились.

Так, аналитик Даниил Монин считает, что основная проблема заключается в установлении граничных цен Кабмина, что делает малорентабельной поставку топлива. Плюс трудная логистика: не работают порты и есть проблема потерь, когда Россия наносит удары по нефтебазам.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко убежден, что одна из основных причин взлета цен – это действительно сговор трейдеров. Других весомых причин, чтобы объяснить дефицит, который мы уже пережили в начале войны и преодолели, экономист не видит.

- Когда в ВР решили вернуть акцизы на топливо, трейдеры решили, что им это неинтересно, и устроили вот такой демарш, - поделился Охрименко своими мыслями с «КП в Украине». - Можно было бы говорить о том, что дефицит дизеля вызван посевной кампанией. Но посевная никак не объясняет дефицит бензина, поэтому я склоняюсь к тому, что таким образом трейдеры проталкивают свои интересы.

В то же время Сергей Куюн считает, что сговор трейдеров здесь ни при чем. Эксперт обращает внимание на то, что дефицит топлива сегодня наблюдается по всей стране, причем не первую неделю. А в Киеве это заметили только сейчас, поскольку трейдеры пытались снабжать столицу в приоритетном порядке. Но в последнее время в город вернулось много киевлян, потребление выросло. Крупные сетевые компании говорят, что продают сейчас столько же горючего, сколько и пару недель назад. Но если раньше этого объема хватало на день, то сейчас - на несколько часов. А поставлять больше пока нет возможности.

Аналитик Алексей Кущ отмечает, что у проблемы есть объективные и субъективные причины.

- К объективным причинам относятся проблемы с логистикой, - поясняет Кущ. – Сегодня в Украине есть большой разрыв между спросом и предложением из-за огромных миграционных потоков внутри страны. Нивелировать их могли бы нефтехранилища, которые, в основном, разбиты. Субъективный фактор – это административное регулирование цен, которое всегда создает дефицит. Кстати, именно госрегулирование спровоцировало и сговор трейдеров, а если его убрать, то и сговора не будет. Ведь в этом случае трейдеры из участников сговора тут же превратятся в конкурентов.

3. Разрешится ли проблема в ближайшие недели?

Александр Охрименко считает, что поскольку проблема вызвана искусственно, она и разрешиться сможет быстро.

В свою очередь Сергей Куюн говорит, что давать прогнозы о скором преодолении проблемы не готов. По его словам, над этим работает много людей, поскольку ситуация невыгодна никому.

Алексей Кущ считает, что госрегулирование нужно отменять. В этом случае спрос и предложение достаточно оперативно сбалансируются через новую цену, которая, конечно, будет выше.

4. Взлетят ли цены на топливо?

Здесь эксперты, опрошенные «КП в Украине», оказались единодушны: топливо будет очень дорогим – минимум на 20-30% выше сегодняшней цены. То есть речь идет о 50-55 грн за литр и выше.

- Уверен, что рост цен неминуем, но лучше высокие цены, чем полное отсутствие топлива, - резюмировал Даниил Монин.

5. Насколько адекватна норма 10 литров в одни «руки»?

Средний расход топлива легкового автомобиля составляет 6-8 литров на 100 км. То есть на 10 литрах можно будет в среднем проехать 120-160 км в зависимости от марки автомобиля, вида топлива и прочих условий.

Понятно, что нормы в 10 или даже 5 литров в одни руки устанавливаются вовсе не из тех соображений, что, заправив авто, человек сможет доехать из точки А в точку Б. Поэтому, если вам нужно не 10 литров, а 30, можно стать в очередь на АЗС несколько раз.

В то же время эксперты призывают все взвесить и оценить, для чего вам нужны эти литры. Если для того, чтобы кататься по городу – возможно, правильнее будет пересесть на велосипед. Не исключено, что эти «лишние» 10 литров кому-то спасут жизнь, кто-то сможет вывезти в безопасное место детей, а кто-то заправит волонтерскую машину.

6. Какие продукты подорожают из-за проблем на топливном рынке?

Поскольку продукты в магазины надо завозить, то дефицит топлива и рост цен на него приведет к тому, что продукты подорожают. При этом, отмечает Даниил Монин, очевидно, что стремительнее всего подорожают продукты, которые имеют самую низкую цену за килограмм – в них доля логистических расходов наиболее высока. То есть это в первую очередь хлеб, мука, крупы, макаронные изделия, сахар и т.д.

7. Что делать?

Аналитик Алексей Кущ считает, что для нормализации ситуации надо предпринять три шага:

  • Отменить административное регулирование, что, как уже говорилось выше, приведет к росту цен на топливо, но при этом сбалансирует спрос и предложение.
  • Вернуть акцизы на прежний уровень. По словам эксперта, даже после отмены акцизов цены на заправках все равно выросли, то есть фактически недополученные бюджетом деньги пошли в карманы крупных трейдеров. Поэтому акцизы нужно вернуть, и за счет них дотировать малообеспеченных украинцев и волонтеров.
  • Малообеспеченным и волонтерам выдавать талоны на топливо в электронном виде (например, через «Дію»), чтобы ими не спекулировали.

Кроме того, эксперты советуют без необходимости не пользоваться автомобилем, а ездить на метро, возможно, освоить самокат или велосипед, больше ходить пешком.

- В последнее время в Киеве наблюдается какое-то «броуновское движение», - поделился наблюдениями Алексей Кущ. – Складывается впечатление, что люди в условиях отсутствия работы просто ездят от одного супермаркета к другому. Но согласитесь: за хлебом можно на машине не ехать. Высокая цена на топливо отобьет тягу к бессмысленным перемещениям и сократит число нерациональных поездок.

А Сергей Куюн напоминает: снижение личного потребления не только уменьшит количество вредных выхлопов, но и поможет «критическим» потребителям - то есть тем, кому действительно нужно ехать, а не из офиса и домой.