На пятый месяц войны кошельки украинцев изрядно похудели, но это не мешает коммунальщикам залезать в них снова и снова. Последние «новшества», связанные с переходом потребителей из облгазов в «Нафтогаз», украинцы считают беспределом, а очередные бесплатные советы «Нафтогаза» - не только возмутительными, но и почти невыполнимыми.
О том, что ни один из поставщиков газа для нужд населения не смог подписать контракт с «Нафтогазом» на поставку газа в рамках специальных обязательств, стало известно в начале июня. Это привело к тому, что всех бытовых потребителей страны перевели к «поставщику последней надежды» (украинская аббревиатура – ПОН) – ГК «Нафтогаз Украины». То есть «Нафтогаз» дополнительно получил 8,8 млн клиентов, а эти 8,8 млн человек, в свою очередь, получили большие проблемы.
Дело в том, что к тому времени многие добросовестные потребители уже оплатили майские счета компаниям, поскольку понятия не имели, что с 1 мая эти компании не снабжают их газом. Кроме того, у некоторых были переплаты поставщикам на сотни гривен. И теперь все эти деньги возвращать придется самим потребителям.
Несмотря на то, что решение о переходе было принято фактически задним числом, в «Нафтогазе» даже не задумались над тем, чтобы хотя бы извиниться перед потребителями и, тем более, решить проблему централизовано. Все, что они «родили» - это инструкцию для тех, кто из последних сил таки соберется вернуть свои деньги самостоятельно.
На сайте для потребителей 104.ua советуют обращаться к поставщику и дают контакты.
При этом для возврата средств придется пройти настоящий квест. В частности, к письму, которое надо отправить на почтовый или электронный адрес поставщика, следует добавить:
Пошаговая инструкция «Нафтогаза» во многих регионах либо нереализуема, либо крайне труднореализуема, и «поставщик последней надежды» просто не может об этом не знать. Начнем с того, что люди могут быть под обстрелами. Неужели мало того, что люди даже в таких условиях находят возможность оплачивать счета? Необходимо их окончательно «добить» своими решениями?
Кроме того, задача становится практически невыполнимой для одиноких пенсионеров, которые к тому же живут в отдаленных регионах, в селах. Там вообще полный хаос и неразбериха – люди передают «свежие новости» от «Нафтогаза» из уст в уста, ничего не понимают и ничего не могут сделать хотя бы потому, что просто не пользуются интернетом, да и телефоны у них кнопочные.
Те, кто все же могут добраться до интернета, не скрывают своего возмущения. Так, в ответ на предложение местных властей в Запорожье «обратиться в Запорожгазсбыт по адресу ул. Волгоградская, 26а, при себе иметь паспорт, идентификационный код и соответствующую банковскую выписку» потребители написали сотни комментариев. Что характерно – среди них нет ни одного в духе «спасибо, что разъяснили». И это не удивительно, ведь об изменениях с 1 мая потребителям умудрились рассказать 27 июня!
«Можно только представить, что будет твориться в офисе компании!»
«Давайте этот вопрос, который до нас не донесли заранее, решайте вы! А не люди, которые вовремя и наперед оплачивали эти услуги!»
«Специально сделали это. Так как большая часть запорожцев не будет ночевать в очередях за перерасчетом. И деньги просто осядут в Запорожгазе».
«Вы издеваетесь? Кто так делает? Во время войны, без предупреждения, когда многие уехали? И это притом, что еще недавно говорили, что абонент имеет право выбирать газового поставщика самостоятельно. Вы же знаете, что многие люди не придут за этим возвратом, потому что связываться с очередями и нашими энергоснабжающими организациями – сплошное зло. … Война никого и ничего не меняет! Позор».
«Получается, что я зря оплатила вовремя коммуналку, теперь мне за это навесили новые проблемы. Итог: не стоит оплачивать своевременно, выжидайте сюрпризов. Спасибо за урок».
И так – по всей стране.
Данный вопрос волнует очень многих, и эксперты на него отвечают утвердительно.
- Насколько я знаю, при возможности поставки газа украинцы получают онлайн-платежки к оплате от «Нафтогаза», - отметил в комментарии «КП в Украине» глава правления Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.
Потребители практически единодушны: раз уж их не предупредили об изменениях своевременно, теперь все это должно быть проблемами коммунальщиков, а не их самих. В идеале нужно просто перебросить все переплаченные деньги из облгазов «Нафтогазу».
Однако эксперты говорят, что ничего не выйдет. Более того – переплаты вообще вряд ли удастся вернуть.
- Потребителей, вероятнее всего, на обслуживание в НАК «Нафтогаз» переведут автоматически, - говорит Олег Попенко. – А вот перекинуть деньги из облгазов в «Нафтогаз» не получится, поскольку это два разных юрлица. Невозможно перевести деньги с одного счета на другой за третье, частное лицо. Юридически процедура такая: сначала необходимо, чтобы облгаз вернул переплату потребителю, а потом потребитель должен сам заплатить за газ. При этом, чтобы вернуть переплату, надо делать сверку по счетчикам на момент заключения договоров. Поэтому, думаю, что люди, у которых есть переплаты, могут о них забыть: забрать эти средства у облгазов будет практически невозможно.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко добавляет: переплаты не вернут даже просто потому, что физически этих денег нет – долги населения гораздо больше переплат.
- Долги населения перед облгазами за потребленный газ составляют порядка 40 млрд грн, - отметил эксперт в беседе с «КП в Украине». - По большому счету, от всей этой рокировки выиграл Фирташ, который избавился от этой «головной боли». Что теперь делать с долгами – непонятно: списать их нельзя, как взыскать с населения – непонятно, «Нафтогаз» брать их на себя не хочет. Поэтому пока эти долги просто зависнут – на сегодня никто не знает, что с ними будут делать. Но и переплаты населению никто возвращать не будет – денег там нет!