Несмотря на то что я десятки раз писала про интернет-мошенничества, звонок "из банка" застал меня врасплох. Я как раз работала, голова была занята другими мыслями, поэтому даже ответила на первый вопрос своего собеседника – проводила ли я в течение последнего часа транзакции по своей карте.
После моего отрицательного ответа представитель "службы безопасности" буднично сообщил, что по моей карте идет "подозрительная активность", и предложил продиктовать данные карты, чтобы "банк" принял меры по защите средств.
Здесь я уже, конечно, включилась в разговор, поняла, что разговариваю с мошенником, но, как назло, ничего остроумного на ум не пришло. В этот момент я чувствовала себя почти как сотрудница Министерства культуры, которой единственный раз в жизни позвонили с вопросом "это прачечная?", а она растерялась и упустила свой шанс.
Словом, расстались мы с моим собеседником весьма недовольные друг другом.
Но учитывая, что процесс выманивания персональных данныху банковских клиентов остается самым популярным видом мошенничества, у меня еще есть весьма высокие шансы на повторение ситуации.
Совет "КП":
Никогда и никому не сообщайте данные своей карты, включая имя владельца и срок действия карты. Почему-то многие убеждены, что главное – сохранить в тайне CVV-код, а срок действия – это несущественная информация. Это не так.
Покупки через интернет совершают более 11 миллионов украинцев, из них каждый четвертый делает более 20 заказов в год. Из-за небывалой популярности онлайн-шопинга увеличилась и активность онлайн-мошенников. В прошлом году 35% опрошенных украинцев сталкивались со злоумышленниками во время покупок в интернете, а интернет-мошенники "заработали" 252 млн грн. При этом самым популярным методом стал обман продавцов с помощью сайтов-подделок.
Фишинг (в переводе с англ. – рыбалка) – это старый проверенный способ получения доступа к информации. Мошенники создают сайты магазинов, отелей, сервисов по продаже билетов, банков и т.д. очень похожие на оригинальные. Клиент, пребывая в уверенности, что он находится на настоящем проверенном сайте, вводит данные карты и теряет деньги.
Как уберечь себя – "Как вычислить фишинговый сайт, который может украсть деньги с карты".
Совет "КП":
Тщательно проверяйте адрес сайта, на котором собираетесь сделать покупку.
Не знаю, как ваша почта, а моя полна предложений перейти по ссылке. Одни обещают, что я там найду выгодное предложение путешествия на Мальдивы, другие предлагают скидочные карты в популярные магазины, а третьи и вовсе немного угрожают: мол, вы имеете дело с техподдержкой банка и если не перейдете по ссылке – вашим деньгам крышка!
Но правда в том, что им будет крышка, если я перейду по этой ссылке. Такой переход может установить на устройство вредоносные программы, а персональные данные могут быть похищены.
Совет "КП":
В общем, вы уже поняли сами: не переходите по ссылкам из писем незнакомцев и не загружайте незнакомые программы.
Знакомая рассказала историю: сидя со своей подругой в кафе, она получила от нее же сообщение в мессенджер с просьбой срочно перечислить деньги на карту. Говорит, если бы подруга не сидела в этот момент напротив нее, переслала бы деньги не задумываясь, тем более что запрошенная сумма была небольшой.
По этому поводу эксперты
Во-первых, получив просьбу от друга о финансовой помощи, имейте в виду, что хакеры могли взломать его аккаунт и выдавать себя за него.
Во-вторых, стоит обезопасить своих друзей и защитить собственные аккаунты: создавать сложные пароли, желательно свои для каждой соцсети, не заходить в свои аккаунты с чужих устройств, а также без особой необходимости не пересылать личные фото и копии документов, поскольку в случае взлома эти данные окажутся у злоумышленников. А еще – использовать двухфакторную аутентификацию, когда для входа в аккаунт кроме логина и пароля нужно ввести еще и код подтверждения, который приходит на телефон или в почтовый ящик.
Совет "КП":
Если друг просит деньги через соцсеть, перезвоните ему и перепроверьте информацию.
В период пандемии мошенники начали активно эксплуатировать тему коронавируса и никак не могут остановиться. Человеку могут предложить диагностику, медицинскую помощь, пособия, компенсации, выплаты, возврат средств за авиабилеты и другие причины, предусматривающие перевод денег. В одних случаях мошенники просят данные карты для "выплаты", в других - предлагают перевести деньги на счет для уплаты "госпошлины" за обещанную компенсацию.
О новом способе телефонного мошенничества, в ходе которого людям от имени банков предлагали получить "государственную помощь", предупреждали и в НБУ. Все по накатанной схеме: чтобы получить "помощь", украинцам нужно было сообщить данные карты.
Совет "КП":
Нужно запомнить простую вещь: сотрудники банков не имеют права запрашивать ваши персональные данные и данные платежной карты. И еще: перед тем как на карту приходит, скажем, надбавка к пенсии, банк не звонит для того, чтобы узнать номер карты.
"Ваш счет заблокирован", "с вашей карты сняты 2 тыс. грн", "зафиксирована попытка снять с вашей карточки деньги", "произошел вход в ваш онлайн-кабинет", "ваша просьба закрыть счет удовлетворена", "банк начислил вам проценты по карте", "на ваше имя открыто приложение", "вы стали победителем нашей акции" - кажется, что между этими сообщениями нет ничего общего. Кроме того, что, озвучив их, собеседник дает вам на принятие решения всего 30 секунд– иначе "все пропало".
Стресс, растерянность, принуждение быстро принимать решение – все это приводит к тому, что даже осторожный человек начинает совершать ошибки. И очень часто идет на поводу у собеседника, который, вероятнее всего, владеет навыками социальной инженерии – методами получения информации, основанными на особенностях психологии людей.
Совет "КП":
Если вас торопят с принятием решения, прекращайте разговор - кладите трубку. В случае сомнений, можете сами связаться с банком через контакты, указанные на его официальной странице.
О том, что банки буквально навязывают свои кредитные услуги, "КП в Украине" писала не раз. Причем финучреждения еще и постоянно повышают кредитный лимит по карте, преподнося это как "подарок". Не успеешь снизить лимит, как приходит очередное "поздравление" с тем, что банк вас очень ценит и в очередной раз поднимает сумму, на которую вы можете влезть в долги.
Пару недель назад подруга рассказала историю: ночью злоумышленники сняли с карты ее дочери не только все деньги, но и влезли в кредитный лимит на 50 тыс. грн. "Работали" несколько часов, снимая суммы 1000-1500 грн. В итоге к утру дочка не просто осталась без денег, но и оказалась должна кругленькую сумму. В банке ей "любезно сообщили", что будут рассматривать ее заявление на протяжении 30 дней, но сразу предупредили: вероятнее всего, решение окажется не в ее пользу. Так что надо искать средства на погашение кредита.
Совет "КП":
Откажитесь от кредитных лимитов или сделайте их минимальными. Также поставьте лимиты на снятие денег и на покупки в интернете. Эти простые действия не только защитят деньги от воров, но и помогут контролировать собственные траты.
КСТАТИ
КОМПЕТЕНТНО
"Если соблюдать элементарные правила, деньги на карте будут в безопасности"
- Если кредитный лимит установлен, мошенники не смогут списать деньги свыше суммы, лежащей на карте, - отметила в комментарии "КП в Украине" президент Украинской ассоциации платежных систем (UAPS) Галина Хейло. – Но при этом случаются ситуации, когда собственник карты понятия не имеет о том, что банк установил ему кредитный лимит. Понятно, что такая беспечность может дорого обойтись. Что касается советов относительно того, как себя обезопасить, то они очень просты: быть осторожными, никому не сообщать данные карты: срок действия, пин-код, CVV-код. Мошенники пытаются воспользоваться неосведомленностью граждан, но если соблюдать элементарные правила, деньги на карте будут в безопасности. Криптозащита украинских банков находится на высоком уровне и тщательно контролируется Нацбанком. Украсть деньги без данных карты при нынешнем уровне защиты очень сложно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ