Покупать в интернете легко и удобно. Не нужно ехать в ТЦ, ходить по бутикам, тащить покупки домой. Лежишь себе на диване да перелистываешь страницы с товарами прямо в смартфоне. Но онлайн-шопинг может обернуться серьезными неприятностями, из которых неподошедшее по размеру платье - самое пустяковое.
Магазинов во Всемирной паутине огромное количество, и такое дикое многообразие часто ставит в тупик. Забиваешь в поиске "купить семена" или "качественный отпариватель недорого" и получаешь бесконечный поток ссылок. Как разобраться, где лучше покупать?
Мошенники, расставляющие фальшивые сайты-магазины как ловушки, - это, к сожалению, сегодняшняя реальность.
- Это может быть фирма-однодневка или просто копия другого магазина, - говорит юрист Геннадий Локтев. - Копии, как правило, делают мошенники. У них был сайт "Меховые шапки для вас": товар не соответствовал заявленному или просто ничего не отправляли людям. Как следствие, куча гневных постов. Тогда те же люди делают сайт "Меховые шапки для всех" - с похожим оформлением и таким же ассортиментом. Пока не появятся новые обозленные обманом люди, сайт будет работать.
- Самый простой способ обезопасить себя - выбирать товар на сайте известного вам магазина, - советует Геннадий Локтев. - Даже если вам придет товар ненадлежащего качества, у крупной сети нет проблем с тем, чтобы вернуть деньги. А уж если дойдет до суда, такая компания точно не исчезнет, не заплатив.
Но не все так однозначно. Во-первых, на условном Озоне или Wildberries может просто не оказаться того, что нужно именно вам, особенно если речь о каких-то специфических товарах: одежда очень большого размера или экзотические фрукты. Во-вторых, сайты поменьше или недавно открывшиеся точки в попытках заманить покупателя могут предложить более выгодные цены.
Тут нужно быть осторожным и включать голову. Товар на 25% дешевле, чем в крупных магазинах, - в такое еще можно поверить. А вот если просят в три раза меньше остальных - скорее всего, это мошенники, которые перестанут выходить на связь сразу после того, как вы переведете деньги.
Многое об интернет-магазине можно сказать уже по одному только его наименованию в адресной строке браузера.
- Вы должны увидеть домен первого уровня - например, magazin.ua. А вот многоэтажные конструкции типа magazin.tilda.ua должны насторожить, - считает Ольга Пешкичева, основатель сайта совместных покупок. - Второй вариант означает, что сайт не просто сделан на сторонней платформе, но и в самом дешевом варианте. Значит, его основатели не особо хотят вкладываться в бизнес.
Важно даже, что идет перед названием сайта в адресной строке. Если поставить туда курсор, перед magazin.ua возникнут определенные символы: https:// или http://. Отличие всего в одной букве, а разница значительная.
- Если прямо на сайте принимают оплату, то есть просят вас ввести данные карты, он обязательно должен использовать https - это защищенный протокол подключения. Без него информацию легко могут перехватить мошенники, - предупреждает Мария Кошель, владелец интернет-магазина мебели.
Но не только в адресной строке собака зарыта. Пролистайте сайт онлайн-магазина до самого низа страницы. Обычно там указывается период, в течение которого эта страничка функционирует. Например: "Интернет-магазин Ромашка, 2011 - 2020". Чем старше сайт, тем больше в нем уверенности.
Сам сайт должен быть информативным. Не только расписывать качества товара, но и подробно рассказывать об условиях доставки и оплаты товара. Продавец также должен указать всю информацию о себе. В идеале это реквизиты юрлица или ФЛП, а еще фактический адрес и номер телефона.
Перед покупкой, особенно крупной, хочется узнать, что думают о товаре люди, которые уже потратили на него свои деньги и попользовались им. Казалось бы, простая и понятная схема: покупатели оставляют отзывы на сайте магазина или специальном агрегаторе, а человек, присматривающий, например, телевизор, прочитал и сделал выводы.
Но проблема в том, что в интернете полно фальшивых отзывов, написанных по заказу магазинов или производителей.
Впрочем, вычислить фальшивку можно. Пишут их по конкретному заданию заказчика, а значит, во всех есть что-то общее.
|
Практика показывает, что украинцы не умеют и, что самое печальное, не хотят бороться за свои права. "Комсомолка" решила исправить ситуацию.