На работе, дома, в общественном транспорте, такси, кафе, кино, театре люди не выпускают свои телефоны из рук. А психологи говорят: привычка постоянно смотреть в экран телефона – на самом деле не привычка, а самая настоящая зависимость.
И как и всякая зависимость, она привносит массу неудобств в нашу жизнь: люди теряют способность общаться (психологи утверждают, что мы постепенно перестаем распознавать интонации и мимику, а если в поле зрения одного из собеседников находится телефон, он перестает обращать внимание на окружающих, разговоры становятся поверхностными), страдают бессонницей, потерей трудоспособности, рассеянностью внимания и в конечном итоге вообще "выпадают" из реальной жизни.
Тем не менее, все больше и больше людей начинают свой день с того, что тянутся за телефоном, а восемь из десяти пользователей признаются, что их телефон включен 24 часа в сутки.
Неудивительно, что онлайн-аудитория Украины активно развивается из года в год, а охват и количество пользователей мобильных устройств в стране постоянно увеличивается.
Доступность смартфонов привела к тому, что три четверти украинцев выходят с мобильных устройств в Сеть, а почти половина из них используют свой смартфон как основное устройство для использования интернета.
В то время как в мире люди проводят в Сети по 5 часов в день, украинцы идут впереди планеты всей и сидят в сети по 5,5 часов. Правда, в основном связь с миром наши сограждане держат все же через стационарный компьютер (58%), в то время как со смартфонов в Сеть выходят почти вдвое реже (33%).
Аналогичные результаты показало исследование, проведенное аналитиками компании Picodi. Несмотря на то, что, по общемировым тенденциям большую часть интернет-трафика генерируют пользователи смартфонов, преобладающее количество онлайн-покупок в Украине все еще совершается с персональных компьютеров (62%). Только треть покупок (34%) украинцы делают со смартфонов, а на долю планшетов в нашей стране приходится всего 4% транзакций.
Для сравнения: в Нигерии со смартфонов совершается 62% всех онлайн-покупок, в Британии – 48%, в Италии – 45%. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что вряд ли можно провести какие-то параллели между долей покупок с мобильных устройств и уровнем развития страны: в Германии данный показатель составляет 31%, в ОАЭ – 30%, в Гонконге и Португалии – 23%.
Но вернемся к онлайн-покупкам в Украине. Если говорить о гендерной активности, то здесь все как в жизни: женщины покупают в интернете гораздо чаще мужчин - 61% против 39%.
Также исследование показало, что любви к шоппингу покорны все возрасты. И хотя больше всего онлайн-шоппинг предпочитают люди в возрасте от 25 до 34 лет (в прошлом году на них пришлось 46% всех транзакций в украинских интернет-магазинах), каждая 16-я покупка в Сети совершается людьми старше 55 лет.
Перед тем, как говорить о всплесках и спадах активности, приведем короткую историю из прошлого.
Маленькая девочка со слезами спрашивает маму, которая ей в очередной раз не купила игрушку: "Почему брату на день рождения вы всегда что-то покупаете, а мне говорите, что нет денег?" На что мама отвечает: "Так получилось, что твой день рождения перед зарплатой, а у твоего брата – после".
За последние годы украинцы стали более грамотными в финансовом плане и лучше научились распределять доходы от зарплаты до зарплаты. Да и делать выбор между двумя детьми сегодня многим не нужно – у большинства современных семей по одному ребенку, а то и вовсе ни одного. Но, тем не менее, оказывается, что покупательская активность очень различается не только в зависимости от календарного месяца, но и от дня недели и даже времени суток.
В частности, выяснилось, что самый большой средний чек приходится на декабрь (1873 гривен), хотя покупательская активность (то есть количество покупок) максимальна в ноябре. Аналитики объясняют это просто: в декабре украинцы покупают новогодние подарки, а ноябрьский ажиотаж вызван "черной пятницей".
Самый скромный средний чек приходится на июнь (1431 грн), и в этом же месяце отмечается спад потребительской активности. Эксперты отмечают, что все же не зря в некоторых странах этот период называют "огуречным сезоном", имея в виду, что любая активность, в том числе и покупательская, в городах утихает, и люди концентрируются на садово-огородных работах. Спад активности в онлайн-шоппинге зафиксирован и в январе, когда все подарки уже вручены, а деньги потрачены.
Наиболее активным днем недели среди украинских шопоголиков является пятница (с компьютеров) и среда и воскресенье (с мобильных устройств). А каждая 11-я покупка приходится на обеденное время – около 12 часов дня.
По мнению эксперта по розничной торговле Андрея Куценко, перспективы рынка электронной коммерции в Украине довольно хорошие, и несмотря на рост в последние годы, рынку все еще есть, куда расширяться. Правда, наши сограждане хоть и больше стали доверять онлайн-покупкам, все еще опасаются, что им могут продать поддельный, испорченный или просроченный товар. Ведь даже в обычном магазине нам все время приходится быть начеку, чтобы не выбросить деньги на ветер.
В связи с этим украинцы по-прежнему очень настороженно относятся, например, к таким онлайн-покупкам, как лекарства и продукты, предпочитая их покупать у реальных, а не виртуальных продавцов.
ДЛЯ ИНФОГРАФИКИ
Число покупок с разных устройств
Компьютеры 62%
Смартфоны 34%
Планшеты 4%
Женщины 61%
Мужчины 39%
18-24 года – 15%
25-34 года – 46%
35-44 года – 23%
45-54 года – 10%
55-64 года – 5%
Старше 65 лет – 1%
ПК – 1975
Смартфон – 2063
Планшет – 2178
Январь 1811
Февраль 1764
Март 1687
Апрель 1448
Май 1602
Июнь 1431
Июль 1777
Август 1858
Сентябрь 1641
Октябрь 1631
Ноябрь 1724
Декабрь 1873