За годы запрета игорного бизнеса в Украине государственный бюджет недосчитался миллиардов гривен. Если бы запрет действовал в реальности, этот финансовый минус мог бы компенсироваться оздоровлением украинского общества от тотальной игромании. Однако в Украине был реализован самый худший сценарий: в то время как в бюджет от игорного бизнеса не поступает ни копейки, практически в каждом дворе открыт зал, без излишнего усердия замаскированный под "лотерею".
Похоже, ситуацию решили исправить. Тема легализации казино с новой силой вспыхнула в августе после того, как президент Владимир Зеленский на украино-турецком бизнес-форуме заявил: азартные игры будут разрешены в 5-звездочных отелях.
Не прошло и двух месяцев, как Кабмин одобрил соответствующий законопроект. Документом предусмотрено, что азартные игры будут проводиться исключительно на территории отелей, на оборудовании с использованием программного обеспечения, которое соответствует международным стандартам.
По мнению главы Национального совета экономического развития Алексея Дорошенко, вопрос не просто назрел, он перезрел.
- Относительно казино ни у кого и никогда возражений не было, так что почему их запретили, у меня логических объяснений нет, - говорит эксперт. – В свое время они попали под запрет игрового бизнеса, в первую очередь игровых автоматов. Моя позиция такова: казино, лотереи и тотализатор должны быть легализованы, а автоматы и интернет-казино – нет.
В то же время президент Института реформ и развития Киева Александр Вовченко считает, что в стремлении легализовать игорный бизнес сегодня больше негатива, нежели позитива.
- Объем игорного бизнеса в Украине оценивается в сумму порядка 2 млрд долларов, и все это сегодня в тени, - отметил Вовченко в комментарии "КП" в Украине". – И сколько государство выиграет от легализации этого рынка, и выиграет ли вообще, пока непонятно. Ведь наряду с поступлениями в бюджет нас ждут и острые социальные проблемы, связанные с азартной зависимостью: потеря работы, распады и разорение некоторых семей, рост преступности и т.д.
По мнению эксперта, чтобы ставить вопрос о легализации казино в Украине на примере тех же США, нам нужно сначала оздоровить нашу экономику, поднять благосостояние населения, и, главное, люди должны быть готовы к этому. Но пока, говорит Александр Вовченко, это больше похоже на передел рынка.
Открытыми также остаются вопросы, допустят ли на наш рынок крупных иностранных операторов, будут ли созданы для всех игроков единые и прозрачные правила либо рынок будет де-факто монополизирован определенной группой.
Аналитик Алексей Кущ соглашается: специфика игорного бизнеса делает его весьма токсичным для общества. Но эта социальная токсичность проявляется при условии, что государство не может или не хочет применить эффективные регулятивные фильтры для ограничения доступа к игорным заведениям молодежи и незащищенных слоев населения.
Немало экспертов уверены, что игорный бизнес вывести из тени не получится, и предложенный законопроект в данном вопросе поможет мало.
Экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин назвал авторов документа "космонавтами с налогово-милицейским уклоном" и подробно пояснил свою мысль.
- Законопроект предполагает тотальный контроль государства над бизнесом. Причем все оборудование должно быть подсоединено к системе мониторинга, но сама система еще не разработана. Так что пройдет как минимум год, чтобы что-то начало легализовываться, - отмечает эксперт. - Существенно повышены требования к размеру залов: зал игровых автоматов должен занимать площадь от 300 кв. метров, казино - от 500 "квадратов". Фактически все, что есть сейчас, не соответствует правилам и требует реальных инвестиций в постройку/достройку. Кроме того, уставной фонд определен от 30 млн грн, что сразу ограничивает рынок только серьезными игроками. Любопытен пункт об обязательной идентификации каждого игрока: так и вижу, как люди берут с собой паспорта, чтобы поиграть. И "вишенка на торте" - возможность удаленного отключения оборудования через систему мониторинга!
Кроме того, продолжает эксперт, законом предусмотрено создание ведомства, которое будет за всем этим наблюдать. То есть, нужно еще будет создать какой-то фонд с финансированием за счет лицензионных платежей.
- В целом законопроект генерирует возможности роскошного заработка для чиновников, полиции и судей, - подытожил Даниил Монин.
Самое главное – четко озвучить концепцию игорного бизнеса, потому что этот вид коммерции как никакой другой зависит от формата его реализации, говорит Алексей Кущ.
- Например, в Украине необходимо максимально закрыть так называемые коррупционные окна, и локация в пятизвездочных отелях – это как раз идеальное коррупционное окно, - отмечает эксперт. – Дело в том, что у нас нет четких критериев классификации звездности отелей, а введение таких классификаторов потребует формирования армии чиновников. И в зависимости от размера "благодарности" хозяина заведения может получиться так, что придорожная забегаловка с названием "Пять звезд" получит лицензию, а пристойный отель – нет. Поэтому для нас подходит географическая локализация игорных зон.
Принцип развития локальных географических игровых зон предполагает, что они размещаются либо в регионах с большим потоком туристов и отдыхающих, либо в депрессивных регионах, для которых казино становятся источником наполнения местных бюджетов и механизмом создания новых рабочих мест, считает эксперт.
В Украине такие игровые зоны могли бы размещаться в Одессе, на Шацких озерах, а рядом со столицей такой зоной мог бы стать Чернигов.
Напомним, что на легализацию игорного бизнеса большие планы были еще у прошлого правительства. В частности, в марте 2018-го в Минфине поведали, что рассчитывают на дополнительные 5 млрд в год.
А вот эксперты говорят, что наполнить бюджет вряд ли получится.
- С одной стороны, легализовать надо – в этом случае местные бюджеты могли бы рассчитывать на увеличение доходов на 30-40%. Да и то не все, а только тех областей, где есть курорты, ведь пятизвездочные отели в Одессе и в Чернигове сильно различаются, - отметил в комментарии "КП" в Украине" президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – С другой стороны, надо понимать, что игорный бизнес контролируется криминалом, так что большая часть налогов не будет уплачена. Согласно законопроекту, от каждого выигрыша казино удерживает в пользу государства двойной НДФЛ – 36%. Игорный бизнес не делал этого раньше и, можно прогнозировать, что не будет этого делать впредь. Для того, чтобы все налоги шли в казну, нужно, чтобы казино перестало контролироваться криминалом, но как это сделать – непонятно. Даже в Европе умудряются уклоняться от уплаты налогов, а про нас и говорить нечего.
О том, что тема казино вряд ли станет бюджетообразующей для Украины, говорит и Алексей Кущ. По его словам, в планах - получение доходов бюджета на уровне 10 млрд. грн. И если для той же Грузии такая сумма была бы довольно существенной, то в Украине ее не хватит даже на четверть субсидий.
- Другое дело – если мы говорим о географической локальной игорной зоне, которая проходит несколько этапов развития, - говорит Кущ. - На первом основные доходы – это прямые поступления от казино. На втором – позитивный эффект за счет привлечения инвестиций в недвижимость. На зрелом этапе развиваются вторичные направления бизнеса: туризм, финансы, сфера обслуживания. Период прохождения от первой фазы к зрелому формату может занимать 5-10 лет, соответственно, вначале доходы государства составят десятки миллионов долларов, после привлечения инвестиций – сотни.
По мнению аналитика, на зрелом этапе одна такая локальная зона может давать в местный и центральный бюджеты до миллиарда долларов в год. При правильном подходе экономическая структура игровой зоны будет напоминать кочан капусты: в основе – казино, а "листья" - это отели, офисные центры, конференц-залы, рестораны, объекты сферы обслуживания, яхт-клубы, торговые центры, банки, страховые компании.
Одна динамично развивающаяся локальная географическая игорная зона может генерировать создание от 20 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Правительство презентовало программу работы на ближайшие пять лет. Конечно, мало кто верит в то, что этот состав Кабмина сможет столько проработать - в Украине еще не было таких прецедентов. Поэтому мы проанализировали этот занятный документ, понимая, что он вряд ли когда-нибудь будет выполнен. Хотя цели там поставлены амбициозные, даже эксперты не понимают, как их можно будет реализовать.