Рост в два раза цен на проезд ощутимо ударил по карманам киевлян. Уж больно кругленькие суммы выходят за месяц. А тем, кто добирается в столицу пригородными маршрутками, совсем беда - хоть бросай работу. Между тем в Украине были прецеденты, когда общественности удавалось отстоять свои права.
Так, в марте в Днепре активисты "ГромКонтроля" добились через суд отмены решения Днепровского исполкома о повышении тарифов на проезд. Хмельницкий горрайонный суд остановил решение исполкома о повышении цен на проезд в городском транспорте. В Полтаве активные граждане смогли оспорить решение о повышении цен даже в маршрутках, основываясь на отсутствие экономического обоснования новых тарифов.
Теперь дело за Киевом?
Если следовать букве закона, мало быть недовольным новыми тарифами, следует иметь под этим "недовольством" какую-то основу. И она есть.
- Перед тем как принимать и подписывать распоряжение о новых тарифах на проезд, необходимо провести общественное слушание. То есть представители КГГА должны собрать общественность и вынести этот вопрос на рассмотрение, - рассказывает "КП" в Украине" юрист Антон Федоренко. - По мнению многих, должным образом этого не сделали. Никаких объявлений в общественных местах, ни сборов активистов и общественных организаций. Провели какое-то закрытое собрание где-то на Троещине с работниками "Киевпастранса" и метрополитена. Каким-то чудом туда попали три-четыре активиста, и на том все. Иными словами, даже на основании этого можно обратиться в суд и попытаться оспорить решение о новых тарифах.
Также, по словам нашего собеседника, основания, которые представила КГГА для повышения цены на проезд, в полной мере не отвечают действительности.
- Для того чтобы посчитать экономически целесообразность поднятия цен на проезд, необходимо рассчитать ее стоимость по простой формуле: всю сумму на содержание транспорта, например, трамвая, разделить на пассажиропоток - и получится цена проезда. Но если в метро посчитать пассажиропоток хотя бы примерно можно (все-таки большинство людей пользуются проездными картами), то как это возможно посчитать в трамвае? - размышляет Антон Федоренко. - В наземном транспорте эта система не автоматизирована. Получается, что расчеты об экономической необходимости поднятия цен не отвечают действительности.
Главный координатор гражданской кампании "Форум спасения Киева" Виталий Черняховский считает, что обращаться в суд по такому делу - бесполезно.
- Суды не пойдут против власти, и обращаться с иском - себе дороже. Куда эффективнее было бы выйти людям к зданию Администрации и высказать свое недовольство, - говорит Черняховский. - Но и для этого необходимо не пару десятков людей, а сотни, а то и тысячи. Пока народ возмущается, сидя у себя на кухне, или когда покупает жетон в метро уже по 8 грн. - это ни к чему не приведет. Бороться следует всем вместе.
По словам Виталия Черняховского, прибыль метрополитена можно примерно прикинуть, и сразу станет понятно, что никто из КГГА не допустит обжалования и отмены новых тарифов на проезд.
- Два миллиона людей в день пользуются метро. Если по новым ценам, то это уже 16 млн грн. в день, и в месяц это примерно полмиллиарда гривен, - прикидывает суммы Виталий Черняховский. - Это без прибыли от рекламы в метро, которую почему-то никто не учитывает.
С 17 мая по 3 июня на сайте КГГА проходило общественное обсуждение проекта о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте до 8 грн. В голосовании приняли участие 1289 человек, из них "за" проголосовали всего 294 человека, "против" - 994. Но разве это основание для КГГА о пересмотре новых тарифов?