Этот выпуск "бесилок" мы решили посвятить супермаркетам, которые постепенно потеснили из нашей жизни и рынки, и ларьки, и магазинчики у дома. Но, как выяснил наш опрос, выбор в пользу супермаркета вовсе не означает, что нас там все устраивает!
Большинство из тех, кто рассказывал мне о своих "супермаркетовских бесилках", начинал так: "ну цены - это понятно…", "если говорить, кроме цен, то…", "а про цены говорить или ты что-то другое имеешь в виду?".
Из чего становится понятно, что уровень цен в супермаркетах покупателей бесит априори.
Коллега подошла к этому вопросу с другой стороны и пояснила: ее раздражает собственная несостоятельность.
- Нет, все же не цены, а именно своя несостоятельность, - подумав, повторила она. - Наверное, тут все зависит от того, как мамы-папы воспитали. Меня так: во всех своих проблемах виноват сам. И, наверное, я виновата в том, что не достигла определенного материального уровня. Мой зять, физик по образованию, усердно занимался самообразованием и саморазвитием в интересном ему направлении и в результате стал человеком, про которого можно сказать: "он сделал себя сам". И мне кажется, его в супермаркете вряд ли что-то бесит. В отличие от него я старалась не выходить из своей зоны комфорта, потому это моя проблема.
Покупатель нынче стал придирчив: если не нашел на полке нужного хлеба с отрубями или майонеза на перепелиных яйцах - пиши пропало! Теперь всем будет рассказывать: "Я в этот сарай не хожу - там же ничего нет!"
- "Супермаркет" дословно с английского переводится как "сверхрынок", - поясняет свою мысль знакомая. - По определению - это крупный универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также предметов домашнего хозяйства. Так что если повесил табличку с заморским словом "супермаркет", то держи марку!
Еще покупателей раздражает постоянно меняющаяся или непонятная раскладка. Те же соусы в одном магазине можно найти рядом со специями, в другом - рядом с овощами, в третьем - рядом с колбасой, а в четвертом и вовсе в молочном отделе. Многие знакомые признаются, что зачастую вообще уходят, прекращая искать нужный товар, - просто нет времени на эти квесты!
Лет 10 назад в супермаркетах одной известной сети над каждой кассой висели объявления: "Если очередь в кассу составляет более 4 человек, пригласите администратора, и мы откроем еще одну кассу". Сегодня эти объявления исчезли без следа.
Наши респонденты признаются: если из полусотни касс работают три и к ним скопились огромные очереди, это бесит ужасно. Большинство уверены: все дело в жадности владельцев, которые не желают нанимать нужное количество кассиров, однако это не совсем так. И дело, скорее, не в жадности, а в коварстве администрации.
Это психологический трюк: чем дольше покупатель стоит в очереди в кассу перед стендом с шоколадками, мармеладками, карамельками, леденцами, жвачками и т.д., тем больше он склоняется к тому, чтобы хоть что-то из этой "красоты" положить себе в корзину. Таким образом, длинные очереди несут супермаркетам прямую выгоду, а нам - сплошные убытки и испорченные нервы.
В последнее время все чаще создается впечатление, что крупные торговые сети взяли на вооружение известное правило недобросовестных торгашей: не обманешь - не продашь!
И это просто возмутительно!
Больше всего нареканий покупателей касается "акций". Например, приходишь в магазин, привлеченный акцией, а товар уже закончился. Или еще хуже: о том, что акция закончилась, узнаешь на кассе. Или совсем уж плохо: немного отвлекся, и о том, что купил акционный товар по полной стоимости, узнал уже дома, изучив чек.
Очень часто на товар с истекающим сроком годности магазин и не думает снижать цену, а акция распространяется лишь на откровенный неликвид.
- Под видом акционных овощей продают такое гнилье, что его же даже в руки нельзя взять! - возмущается соседка. - Огурцы прямо в руках разлазятся! Я сотрудника торгового зала спрашиваю: "Вам не стыдно до такого опускаться? Это же даже бесплатно нищим нельзя отдавать, а вы продаете!" Тот только плечами пожимает: мол, а я здесь причем? Позорище!
- Магазин возле моего дома проделывает такой трюк: ставит завышенную цену, допустим, пакет томатного сока - 21 грн., - рассказывает коллега. - А потом перечеркивает эту цену и пишет: акция - 15,90. При этом рядом стоят соки той же марки - яблочный, виноградный и другие по цене 16 гривен с копейками. Это ужасно бесит, потому что очень тупо!
- А в мясных отделах стали в колбасы-шашлыки собственного изготовления накалывать Е-450 и Е-451 - для увеличения веса за счет набора жидкости, - добавил коллега. - И даже честно об этом пишут. Гады!
Справедливости ради отметим, что есть огромная группа покупателей, которых в супермаркете все устраивает, кроме… "коллег"-покупателей.
Здесь нареканий так много и они так разнообразны, что я решила не пересказывать их своими словами, а представить вам возмущенные отзывы, что называется, "из первых уст".
"Отдел с яйцами - это песня недопетая! Всегда стоит человек пять, которые выбирают в свой лоточек яйца по одному, покрупнее. Ну когда бабули стоят - это еще ладно, это хоть как-то можно понять. Но взрослые мужики, которые откладывают яйца помельче и набирают себе покрупнее по одному весь лоток?! Таких надо стерилизовать! В общем, я этот отдел стараюсь обходить десятой дорогой, просто чтоб себе настроение не портить. А яйца покупаю уже упакованными".
"На что я не могу равнодушно смотреть в супермаркете - так это на то, как люди себе отматывают бесплатные пакеты. Пока весь мир старается жить как-то чуть чище и экологичнее, эти уроды гребут бесплатные пакеты так, как будто это их последние пакеты в жизни!"
"Меня бесит, когда люди грязными руками берут хлеб, щупают его, нюхают, потом кладут на место и берут себе другой, не облапанный. Приходится покупать хлеб в упаковке".
"Крупы, сахар и печенье в открытых контейнерах, откуда люди самостоятельно набирают товар, - это какой-то рассадник антисанитарии. Во-первых, все это стоит открытое и на него садится пыль. Во-вторых, практически в половине киевских супермаркетов в торговых залах летают птицы - воробьи и даже голуби! В-третьих, покупатели цепляют крупы и сахар грязными рукавами, у некоторых прямо в эти чаны с крупами падают сумки с плеча, когда они наклоняются. Как-то увидела молодого человека, который методично брал из каждого контейнера печенье, нюхал и клал обратно. Я подумала, что он немного "не в себе", и позвала охрану. Те меня подняли на смех: мол, он же не облизывает эти печенюшки и не берет их голыми руками. И - самое главное - не ест и не ворует. А то, что он подносит их впритык к самому носу, так это, оказывается, не запрещено!"
"Покупатели меня удивляют каждый день. Вот недавний случай: на экспресс-кассу, где обслуживаются только покупатели с корзинками, подъехала дама с набитой доверху телегой. Кассир ей говорит: мол, здесь только с корзинками. Дама переваливается через ограждение, берет оттуда три пустые корзинки, ставит на ленту и начинает в них перекладывать товар из своей телеги. Правда, этот номер у нее не прошел. Внезапно к кассе подлетела взъерошенная женщина с криками "я уже полчаса ищу экспресс-кассу, у меня всего пять товаров", отпихнула с ленты даму с тележкой и тремя корзинками и влезла впереди нее. И, как это часто бывает в таких случаях, ее товар не пробился, потом вышла какая-то заминка с картой. Я эту сцену до конца так и не досмотрела: моя очередь подошла, я расплатилась и ушла, а на экспресс-кассе все еще продолжались разборки. Недаром говорят: на каждый хитрый болт найдется своя гайка с левой резьбой!"