На днях премьер-министр Владимир Гройсман посетил завод "Еврокар" в Закарпатской области, где начали собирать новый кроссовер Skoda Kodiaq, и сделал громкое заявление. "Мы отходим от сырьевого типа экономики и ориентируемся на производство качественной, современной, европейской техники", – написал он на странице в Facebook.
Новость, безусловно, отличная. Я, как и большинство украинских автолюбителей, радуюсь, когда вижу на каком-то высокотехнологичном изделии надпись "Сделано в Украине". Но мне хочется спросить премьера, а что же в этом автомобиле будет украинского, кроме так называемой крупноузловой сборки? Может, двигатель, блок управления впрыском или тормозная система?
Для тех, кто не знает, что такое крупноузловая сборка, поясню. В Украину будут привозить европейские автомобили в полуразобранном состоянии – отдельно кузов, сиденья, колеса и двигатель. Собирать сложные детали и узлы нам вряд ли доверят. А вот на то, чтобы прикручивать фары, колеса и сиденья, нашей квалификации вполне достаточно. Раньше такой способ производства использовался для того, чтобы не платить высокие налоги за импорт, а сейчас, похоже, так удешевляют производство. Ведь в Украине сейчас самая дешевая в Европе рабочая сила.
Кстати, завод в Соломоново запустили в далеком 2001 году, так что заслуга нынешней власти лишь в том, что он не закрылся. О качестве украинской сборки я тоже могу немного рассказать, тем более что являюсь обладателем автомобиля от "Еврокар". Так вот, например, такая сложная технологическая процедура, как правильная установка задних фонарей, оказалась непосильной для рабочих этого завода. В моем случае проводка попала под уплотнитель и фара постоянно "потела". Были и другие недочеты.
Но, может, мне просто не повезло с машиной, и украинские высокотехнологичные товары расходятся по всему миру, а мы об этом не знаем? Давайте обратимся к статистике. Показателем востребованности нашей высокотехнологичной продукции за рубежом является экспорт, то есть те продукты, с которыми мы можем конкурировать на внешних рынках. Так вот, объемы украинского экспорта в 2016-м по сравнению с 2013 годом упал вдвое – 35 млрд долларов против 76 млрд. Безусловно, сказалось падение цен на мировых рынках и война на востоке страны.
Сейчас структура украинского экспорта выглядит так. На первом месте находятся продукты питания, которые занимают 42% от всего экспорта. Тогда как в 2013 году это было всего 22%. И это не потому, что мы стали в два раза больше продавать продуктов питания. Это экспорт других товаров и услуг резко упал.
В общем, пока что мы действительно уходим от сырьевой экономики – металлов и руды производим меньше. Однако Украина пока движется не в сторону высоких технологий, а в сторону аграрной державы. Ведь разработчиков новых автомобилей должен кто-то накормить.