Загрузить еще

Тарифный вопрос разрушит сотрудничество Украины и МВФ

Тарифный вопрос разрушит сотрудничество Украины и МВФ
Фото: Фото: REUTERS

"Очень важно, чтобы власти продолжали программу реформ, сохраняли фискальную стабилизацию, придерживались намеченные планы в части тарифного регулирования, в том числе в энергетической сфере. Задержка, которую мы видим, является предметом беспокойства", - заявил Ваше.

Ситуацию комментирует член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

"МВФ теряет клиента, которым является Украина. И главным яблоком раздора стали тарифы на газ и тепло. Именно тарифы, а не коалиция или будущее правительство. Волнение МВФ можно понять, поскольку 1 апреля согласно меморандума с Украиной, правительство должно было принять решение о повышении тарифа на газ для населения с 3600 до 5500 грн за 1000 куб. м. и для теплокоммунэнерго - с 2990 до 5500 грн. за 1000 куб. м. Нет повышение - нет как минимум 1,7 млрд., а как максимум 3,4 млрд. долл.

Вполне закономерно, что практически уволенный премьер Яценюк не хочет ставить свою подпись под таким решением и опускать свой рейтинг ниже нулевой отметки. А новый премьер - даже если не захочет начинать свою карьеру с такого непопулярного решения, - все равно не избежит давления МВФ.

Поэтому высока вероятность, что повышение таки будет оформлено задним числом. И в таком случае следует признать факт абсолютно ручного режима управления тарифами на газ и электроэнергию со стороны властей. Ни о каком либеральном рынке энергетики не может идти и речи.

Также это является свидетельством того, что ни правительство Яценюка, ни его преемники не имеют системного плана повышения тарифов, а слепо закрывают "дыры" за счет населения и дотаций из бюджета.

Само же население который раз молча проглотило рост тарифов на электроэнергию с 1 марта и молча ожидает повышение тарифов на газ и отопление. И такая тенденция сохраняется уже второй год подряд. Поэтому разговоры о тарифном площадь, бунты или протесты - это скорее вопрос ментальности и психологии граждан Украины, а также возможной готовности "олигархов" поддержать такие выступления.

При этом повышения тарифов можно избежать. До сих пор нет рациональных и экономически обоснованных доводов в пользу повышения тарифов на газ как до уровня 3600 грн., так и до 7188 грн. Ведь для населения поставляется газ украинской добычи. И стоит помнить как в "Укргаздобыче" признавали, что компании хватает 3500 грн за каждую 1000 кубометров добытого газа - это уже с учетом капитальных инвестиций, финансовых и операционных расходов, ренты.

Это же касается тарифов на электроэнергию, где конечный тариф в 2017 г. должен составлять 90 коп (до 100 кВт) и 1,68 грн. (Более 100 кВт). Отсутствие действенного закона о рынке электроэнергии и существования перекрестного субсидирования свидетельствует о возможности завышенных тарифов по состоянию на 2016 г.

Осознание тарифного коллапса и необоснованности повышения тарифов признал министр социальной политики Розенко. Он заявил, что целесообразно провести переговоры с МВФ и убедить их изменить подходы к формированию тарифов в Украине на следующий период.

Соответственно, снижение или замораживание тарифов как на газ, так и электроэнергию в нынешней ситуации не будет оцениваться как популистский шаг. Однако, такое возможно только при условии одновременного выполнения двух факторов. Первое - принятие решения о расследовании правоохранительными органами повышение тарифов без надлежащей подготовки и реализации программ энергоэффективности. Второе - отказ выполнять обязательства перед МВФ, которые наносят социальной и гуманитарной вред населению".