В прошлом году депутаты приняли закон, согласно которому с 1 января 2014 года в Украине будет продаваться бензин, в который в обязательном порядке будут добавлять технический спирт. Со следующего года его доля в литре топлива должна быть не меньше 5%, а с 2016 года - 7%. Объясняют необходимость этого нововведения заботой об экологии - сжигание спирта снижает уровень выбросов вредных веществ, и такая смесь наносит окружающей среде меньше вреда, чем традиционные нефтепродукты.
Казалось бы, все хорошо. В правительстве даже утверждали, что таким образом можно будет удешевить топливо, приводя в пример цены на заправках, где уже продается топливо с биоэтанолом под маркой БИО-100 - его стоимость действительно на гривну дешевле традиционного 95-го. Однако эксперты говорят, что для повсеместного перехода на новое топливо мощностей украинских спиртзаводов не хватит и придется закупать импортное сырье, которое из-за особенностей украинского нало-гообложения существенно удорожит отечественную продукцию.
- Акциз на импортный биоэтанол составляет 49,49 грн. за литр, - объяснили нам в ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины". - При текущей стоимости биоэтанола около 5000 грн. за тонну его цена после таможенного оформления составит около 89 тыс. грн. за тонну, или 63,3 грн./литр. Соответственно 5-процентная биодобавка будет стоить чуть больше 3 гривен на каждом литре.
|
При этом работники СТО уже прогнозируют проблемы, которые могут возникнуть у владельцев старых автомобилей. Дело в том, что у бензина со спиртовыми добавками повышается октановое число.
- Топливо с октановым числом 100 может влиять как позитивно, так и негативно на двигатели. Если у вас новая машина, которую рекомендуется "кормить" А-95 или А-98, можно смело заливать биотопливо, - говорит автомеханик Иван Станкевич. - Оно никак не навредит двигателю. А вот если вы доселе ездите на "Москвиче" или "Жигуле", ну или пользуетесь древней иномаркой, от БИО-100 следует отказаться. Был случай, когда водитель старенькой "Ауди" залил полный бак БИО-100, и уже через пару километров авто заглохло. Засветился знак check engine, мотор не заводится. Чтобы оживить двигатель, пришлось полностью сливать бензин и промывать топливную систему. Старые советские машины могут реагировать на БИО-100 и того хуже. Мотор начнет детонировать, так как зажигание настроено на совершенно иное топливо, к тому же детали и прокладки в таком двигателе не рассчитаны на столь высокую температуру.