В Кабмине выступили с новой идеей поддержки отечественных автопроизводителей.
- Отрабатываем законопроект: будем доплачивать, чтобы покупали отечественное, - заявил вице-премьер Юрий Бойко. - В ближайшее время направим его в правительство и в парламент. Мы будем поддерживать тех работодателей, которые сохранят эти рабочие места.
Также министр пообещал ввести льготы для предприятий, которые обеспечивают полный технологический цикл производства автомобилей. При этом эксперты рынка не знают, какой механизм разрабатывается в правительстве.
- Нужно понимать, что будет в конечном документе, а мы о таких идеях правительства узнали вместе с вами, - заявили "КП" в ассоциации "Укравтопром", которая представляет интересы отечественных предприятий. Импортеры же и вовсе не верят, что в бюджете в этом году смогут найти дополнительные средства.
- В бюджете на эти цели денег нет, - сомневается генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. - И в Минфине говорят о том, что в связи с дефицитом бюджета расходную часть будут сокращать. В программе правительства существует механизм компенсации процентных ставок, но он не предусматривает бюджетного финансирования. Там заложена идея, что производители могут сами компенсировать покупателям ставки по кредитам. Но для этого не нужно принимать специальный закон - любая компания может самостоятельно запустить этот механизм. Также не совсем понятно, почему покупателям нужно доплачивать после покупки, неужели нельзя сразу снизить цену на отечественную продукцию? Ведь получить компенсации от государства, как вы знаете, всегда нелегко.
Напомним, что весной для защиты отечественного автопроизводителя государство уже ввело дополнительные спецпошлины на импортные авто. Благодаря этому иномарки с бензиновыми двигателями объемом от 1 до 2,2 литра подорожали на 6-12%. Также на подписи у президента лежит законопроект, предусматривающий введение утилизационного сбора, который в случае вступления в силу может повлечь за собой рост цен на новые авто на сумму от 1 до 4 тысяч долларов.
А КАК У НИХ?
Программа стимулирования покупки авто отечественного производства работала в России на протяжении 2010-2011 годов. Там за сданную в утилизацию старую машину выдавали сертификаты на 47 тысяч рублей (около 1,5 тысячи долларов), которые можно было потратить на приобретение авто российской сборки. Этой программой воспользовалось более полумиллиона человек.
Также в России работает программа льготного автокредитования. Там аккредитованные банки при поддержке государства снижают процентные ставки по автокредитам. Центробанк компенсирует им часть ставок так, что для потребителя кредит обходится под 5,5 % годовых в рублях. Естественно, покупать нужно российские машины ценой до 700 тысяч рублей (около 22 тысяч долларов).