Правительство подготовило проект документа, который может стать началом отмены в стране целого ряда льгот. Уже подготовлена программа развития конкуренции в Украине на ближайшие десять лет. Один из пунктов этого документа предлагает отменить "массовые льготы на проезд". Заменить их собираются адресной помощью малообеспеченным слоям населения. Если учесть, что в правительстве постоянно ведутся разговоры о монетизации льгот, можно предположить, что следом возьмутся и за другие их виды.
По удостоверению!
Количество льгот и льготников в Украине не поддается точным подсчетам. По разным оценкам, в стране от 14 до 18 миллионов человек, которые имеют те или иные привилегии. При этом по оценкам Министерства финансов, количество разнообразных льгот приближается к четырем сотням. И если бесплатный проезд в городском транспорте для пенсионеров воспринимается практически всеми категориями граждан с пониманием, то почему такая же льгота распространяется на судей, прокуроров, следователей прокуратуры, сотрудников милиции и прочих силовиков, вызывает недоумение у большинства.
Эксперты объясняют это просто - таким образом страна пыталась сделать более привлекательной работу в госорганах и силовых структурах, ведь зарплаты там не самые большие.
Однако, как ни странно, наибольшим количеством льгот у нас пользуются депутаты. Кроме того что они имеют право на бесплатный проезд не только в городском транспорте, но даже при покупке билетов на самолет, так еще могут заказывать авто для своих поездок за бюджетный счет. Путевки, отпуска по 45 дней и материальная помощь на оздоровление - всем этим ежегодно пользуются народные избранники. Однако начать убирать льготы решили не с них, а с простых людей.
Нужен учет
С тем, что количество льгот не может продолжать расти и их нужно сокращать, согласны большинство экспертов. Однако при замене их на адресные выплаты нужно оценивать реальное имущественное состояние людей и начать урезать льготы именно с чиновников и депутатов.
По мнению директора экономических программ Центра Разумкова Василия Юрчишина, решить эту проблему можно, только наладив четкий учет нуждающихся. Под льготы должны попадать действительно малообеспеченные. Эксперт уверен, что обычные граждане не должны оплачивать из своего кармана расходы тех, кто получает намного больше их.
Среди первоочередных предложений по реформированию системы называют в первую очередь создание единого реестра лиц, которые получают льготы. Только в этом случае государственной помощью не смогут пользоваться обеспеченные люди.
|
СПРАВКА "КП"
Кто может ездить бесплатно
Народные депутаты один раз в год (в прямом и обратном направлениях)
Народные депутаты после выхода на пенсию
Ветераны военной службы (для лечения и отдыха, к новому месту службы)
Участники боевых действий
Инвалиды войны I, II групп
Лица, имеющие особые или трудовые заслуги перед Родиной
Чернобыльцы 1-2-й категории
А КАК У НИХ?
В России не обошлось без проблем
В соседней России процесс монетизации льгот попытались провести почти десять лет назад и признали его неудачным. Первыми там отменяли льготы на проезд в городском транспорте и при покупке лекарств. Льготы же по оплате жилья были отнесены на вторую очередь. Многие пенсионеры жаловались, что денег, которые они получили взамен бесплатного проезда, не хватает даже на проезд из сел в райцентр - для того чтобы поехать в одну сторону, нужно копить по два месяца. Это привело даже к массовым протестам пенсионеров. При этом сэкономить удалось не так уж и много, как показали более поздние расчеты, льготы на оплату жилья состоятельными гражданами были куда выше, чем те средства, которые удалось сэкономить на пенсионерах.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
* Количество льготников 14-18 млн человек
* Количество назначенных льгот 26 млн-
* Количество льготных категорий 380
Самые многочисленные льготные категории:
* "дети войны" более 6 млн чел.,
* ветераны труда 5 млн чел.,
* ветераны войны 3 млн чел.,
* инвалиды 2,6 млн чел.
* "чернобыльцы" 2,2 млн чел.
- Некоторые граждане одновременно используют по нескольку льгот.