14 ноября
Загрузить еще

"Купуй українське"-2: патриотично, но дорого

Фото: Сегодня даже национальные узоры на наши вышиванки дешевле наносить в Китае, а яблоки завозить из Польши. Фото: Thinkstock.

ЧТО МЫ ПОКУПАЕМ 

Основная проблема украинской экономики сегодня в том, что мы слишком много товаров покупаем за рубежом и слишком мало отправляем своей продукции на экспорт. По официальной статистике, за 11 месяцев прошлого года отрицательное сальдо внешней торговли товарами выросло на 7,7% и составило примерно 13,8 млрд долларов. 

Статистика украинского импорта - не секретная информация, ее публикует Госкомстат. И определить, в какой из отраслей у нас наибольший перекос по импорту, несложно - это энергоносители. Импортный газ, нефть и продукты ее переработки обходятся Украине ежегодно более чем в 20 млрд долларов! Так называемую газовую проблему пытается решить не первый состав правительства, но пока до полной энергонезависимости стране еще очень далеко. 

Кроме импортного газа, от которого сложно отказаться в один момент, мы покупаем европейские и японские автомобили, бразильскую свинину, польские овощи, одежду из стран Юго-Восточной Азии. 

Правительство хочет, чтобы украинские товаропроизводители на равных боролись с импортом. И тут есть два варианта: или поднять пошлины на зарубежные товары, чтобы они стали дороже, или создавать льготный режим для украинских предприятий. Пока что правительство выбрало первый. Во Всемирную торговую организацию (ВТО) была подана заявка на пересмотр тарифных ставок на широкий спектр товаров. Однако страны - участницы организации резко раскритиковали такие инициативы наших чиновников. 

ЭНЕРГЕТИКА - ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ 

Возможно ли заменить импортные товары украинскими без нарушения международных договоров? Как ни странно, с юридической точки зрения, наверное, проще всего уменьшить потребление импортной продукции именно в энергетике. Контракт с "Газпромом", на который жалуются как чиновники, так и эксперты, предусматривает ежегодное снижение объемов потребляемого газа на 20%. За прошлый год наша страна даже перевыполнила этот план - по предварительным данным, удалось сократить импорт газа на 27,46%. 

Эксперты говорят, что тут работа ведется в нужных направлениях - происходит замещение газа на уголь, развивается собственная добыча и ведутся переговоры по увеличению объемов поставок газа из Европы, где он существенно дешевле. 

- Газовый рынок очень динамичный, - говорит топливный эксперт Сергей Дяченко. - Цены на нем в течение года могут меняться вдвое. В зимний период, когда температура падает ниже нуля, цена сжиженного газа поднимается практически до цены трубного. Недавно был зафиксирован ценовой пик в 400 долларов за тысячу кубометров. При этом летом цены там снижаются вдвое и газ можно купить по 200 долларов. 

По оценкам международных экспертов, Украина может стать энергонезависимой к 2030 году, если потратит на это 200 млрд долларов. 

ЗАКУПАЕМ И СТЕЙКИ, И ГАРНИР 

Многие украинцы возмущаются тем, что полки магазинов завалены импортными овощами и фруктами, а украинских товаров с каждым годом все меньше. Как говорят эксперты, нашим производителям сложно конкурировать с более дешевой продукцией. 

Первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило пояснил, что до вступления в ВТО Украина обеспечивала себя продуктами питания на 95%, а сейчас - значительно меньше. Исправить ситуацию могли бы инвестиции в определенные сегменты сельскохозяйственного рынка. 

- Сейчас могут быть интересными вложения в тепличный бизнес, - говорит начальник аналитического отдела консалтинговой компании "ААА" Мария Колесник. - Но туда должен прийти крупный инвестор, чтобы производить достаточные объемы продукции. И тут важно, чтобы государство дало им льготы по обогреву. Ведь при нынешних тарифах на газ для промышленности украинский производитель до конца апреля не может конкурировать с завозными турецкими огурцами, помидорами и болгарским перцем. 

Бизнес можно заинтересовать инвестициями в сельское хозяйство при помощи доступных кредитов, ведь при нынешних ставках желающих вкладывать деньги нет. 

- Построить тепличное хозяйство с получением всех разрешений можно за полгода, - говорит специалист. - То есть уже через год можно было бы получать украинскую продукцию. 

Кроме того, Украина покупает много импортного мяса. Ситуацию быстро не исправить, но ряд мер принять необходимо. 

- Если с производством птицы и свинины в нашей стране не все так плохо, то потребление говядины находится на низком уровне, - продолжает Мария Колесник. - Это мясо не по карману большинству граждан. И тут необходима долгосрочная стратегия. Нужно разделить мясное и молочное поголовье, а также постоянно проводить его обновление. 

Однако  быстро решить проблему не получится. 

ОДЕТЬСЯ И ОБУТЬСЯ ДЕШЕВЛЕ В ИМПОРТНОЕ 

Еще одна проблема в Украине - отрасль легкой промышленности. Украинские товары не могут конкурировать с дешевыми поставками от азиатских производителей. А наша качественная продукция, наоборот, экспортируется за рубеж. 

- В легкой промышленности у нас множество "серых" предприятий, производящих качественную одежду и 

обувь, которые затем завозятся в Украину в качестве импортных, - говорит Ярослав Жалило. 

В ассоциации "Легпром" говорят, что украинской отрасли, где количество работников со времен СССР сократилось с 750 тысяч до 100 тысяч человек, не дает поднять голову огромный объем контрабанды. По оценкам экспертов, на одну произведенную в Украине вещь приходится десять импортных, с которых не платятся налоги. В итоге украинские товары в текущей экономической ситуации не могут конкурировать с дешевым "Китаем" и товарами, которые завозят в виде секонд-хенда. Хотя эксперты и признают, что более дорогая одежда, которую производят отечественные швейные предприятия, и более дешевая из секонда доступны разным слоям населения. 

Еще одной проблемой является то, что в нашей стране практически не производят собственные ткани, и даже для украинской продукции приходится закупать импортное сырье. И как решить эту проблему, эксперты ответить затрудняются. 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ 

В правительстве уже озвучены предложения по улучшению условий ведения бизнеса в Украине. Больше года ведутся разговоры о поднятии ввозных пошлин на импортные автомобили. Лоббисты предприятий, которые собирают машины в Украине, доказывают, что не могут конкурировать с моделями, которые производятся в Турции, Японии, Корее и странах ЕС. Хотя там и зарплаты рабочим выше, да и на завезенные в Украину машины платят 10-процентную пошлину. 

В то же время эксперты не верят, что подорожание иномарок приведет к тому, что на отечественных предприятиях начнут собирать хоть один разработанный в Украине автомобиль. А автолюбители тем более надеются, что этого не случится. 

МНЕНИЕ

"Государство предпочитает брать, а не давать"

- Основная проблема Украины в том, что у нас много программ импортозамещения, но большинство из них не работает, - говорит начальник аналитического отдела консалтинговой компании "ААА" Мария Колесник. - Реализация их на 10-30% не дает никакого эффекта. Наше отличие от Европы, где государство стимулирует производителя, в том, что они богатые, а мы бедные. Имея постоянный дефицит бюджета, государство предпочитает повышать пошлины, а не давать субсидии производителям. Поэтому в ближайшее время программы по стимулированию собственного производства будут заключаться в повышении пошлин, а это приведет к повышению цен на импортные товары.