Транспортного коллапса в авиации, который мог бы произойти вчера, удалось избежать. Компания "Аэросвит" и аэропорт "Борисполь" договорились - обслуживание рейсов продолжается. Правда, отмена рейсов одного из крупнейших авиаперевозчиков страны продолжается.
Версий о том, почему "Аэросвит" начал процедуру банкротства, хоть отбавляй. Одни называют это спланированной акцией по списанию долгов компании, другие говорят об объективных факторах, которые привели к убыткам авиаперевозчика…
- В Европе вообще довольно сложная ситуация на рынке авиаперевозок. В прошлом финансовом году он "похудел" на 1,3 миллиарда евро, - говорит менеджер по коммуникациям Ассоциации европейских авиалиний Герт Скайот. - Виноват в этом кризис. Многие авиакомпании находятся в стадии реорганизации, пытаются взять свою финансовую ситуацию под контроль.
"Аэросвит" - не первая компания в мире, которая проходит процедуру банкротства. Некоторые авиаперевозчики годами проводили реструктуризации и все-таки выходили из трудных экономических ситуаций. Яркий пример такой политики - американская "Дельта". Но были и неудачные примеры. Так, во время банкротства бюджетной авиакомпании Wind Jet около 300 тысяч пассажиров застряли в аэропортах по всему миру.
В данном случае, конечно, масштабы бедствия пассажиров не такие огромные. И все же для отечественной авиации ситуация беспрецедентная. По мнению главного редактора издания "Авиация Украины" Виктора Портникова, такая ситуация сложилась из-за того, что "Аэросвит" занимает доминирующее положение на рынке.
- Она покрывает большую часть внутренних и международных рейсов, - объясняет эксперт. - Часть отмененных рейсов могут "перекрыть" другие авиаперевозчики, но закрыть все рейсы у них не получится. Международные перевозчики тоже не могут прийти на помощь, потому что для этого наша страна должна была бы подписать договор о совместном авиационном пространстве, так называемое соглашение "Открытое небо".
По словам специалиста, во всем мире проблемы компаний, которые отменяют рейсы, проходят менее болезненно для пассажиров, потому что в той же Европе большое количество конкурентов совершают полеты по одним и тем же маршрутам. К слову, уже много лет власти обещают приход в Украину крупных лоукост-перевозчиков, однако их по-прежнему мало. Иностранные эксперты считают, что выходить на украинский рынок европейским перевозчикам не всегда выгодно.
- Для лоукостеров на данный момент гораздо выгоднее осваивать небо Европы, - уверен пресс-секретарь Европейской ассоциации бюджетных авиакомпаний. - Для того чтобы предоставлять очевидно более дешевые услуги, чем украинские авиакомпании (и пользоваться большим спросом), им нужно пожертвовать своей выгодой. Они к этому не готовы. Желание зайти на ваш рынок проявил только "Виззэйр". Но он базируется в Венгрии, поэтому его бизнес вполне оправдан, а доходы - более очевидны. А вот тому же британскому "Изи Джет" придется дважды подумать. Он, безусловно, отправится завоевывать украинский рынок, ведь все европейские компании движутся на Восток. Но это произойдет не сейчас.
Кстати, уже к вечеру вчерашнего дня Мининфраструктуры и Государственная авиационная служба провели встречу с руководством авиационных компаний "Международные авиалинии Украины" и "Аэросвит" относительно ситуации с отменой последней ряда авиарейсов. Как сказано в сообщении по итогам встречи, компания возобновляет внутренние рейсы, но отменяет пять международных. При этом в "Аэросвите" собираются компенсировать стоимость "сгоревших" билетов.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Билеты раскупают, несмотря ни на что
Билеты на рейсы "Аэросвита", которые могут и не состояться, продаются по-прежнему. Причем как электронные, так и бумажные - в кассах. Эту информацию "Комсомолке" подтвердили сотрудники трех компаний.
- Перед сделкой мы предупреждаем пассажиров, что есть риск. Удивительно, но люди не отказываются и покупают, - говорит сотрудница киевской компании по продаже авиабилетов Анна Кортюк. - Суд по "Аэросвиту" состоится 23 января. До этого времени компания официально не считается банкротом, продажи законные.