Ее воспоминания, написанные давным-давно, но выходящие только сейчас, называются "Длинный путь от барабанщицы в цирке до Золушки в кино".
Она происходила из цирковой династии. Ее дедушка Вацлав согласно планам родителей должен был стать врачом. Но, будучи подростком, пошел посмотреть выступление гастролирующего цирка, влюбился в манеж без памяти - и уехал из города вместе с ним. Его дети и внуки тоже там работали. Янина впервые вышла на сцену, когда ей было два года восемь месяцев, - танцевала, участвовала в пантомимах, клоунских номерах. А подростком захотела стать киноактрисой и отправилась в ленинградский ФЭКС ("Фабрику эксцентрического актера") - знаменитую впоследствии мастерскую.
В кино она очень часто выступала в амплуа травести - играла девочек и мальчиков. Ее рост был всего 148 сантиметров. ("Странно, - вспоминает она в книге, - я нормально росла до четырнадцати лет, а потом... Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки"). В 1934 году, когда ей было 25 лет, ей предложили сыграть девочку в фильме "Разбудите Леночку". Она сомневалась, справится ли: как-никак у нее самой уже был ребенок! Чтобы проверить свои способности к перевоплощению, она взяла платье и сандалии у 12-летней сестры, завязала на голове два хвостика и пошла на базар. Никто не заметил, что рядом ходит переодетая взрослая женщина. Более того, какие-то мальчишки, игравшие в лапту, не задумываясь взяли ее в игру и даже отмутузили.
История повторилась, когда Жеймо было уже за тридцать: она изображала мальчишку в короткометражке "Ванька-Танька". На студии было запрещено курить, но киношники постоянно нарушали запрет. Вот и Жеймо, будучи в гриме, вышла на лестницу и закурила. И тут на нее налетел дежурный пожарный.
"Подскочил и наотмашь стукнул меня по затылку:
- И ты еще, молокосос, будешь здесь курить?!
От неожиданного удара я потеряла равновесие и кувырком полетела вниз по лестнице. Пожарный все никак не мог успокоиться и продолжал кричать:
- Думаешь, раз тебе, как настоящему артисту, доверили исполнять роль, ты теперь и папироски можешь курить?! Не-е-ет! Шалишь! Еще раз увижу, так тресну - сразу забудешь, что тебя зовут Ванька!
Но тут он внезапно замолчал. Очевидно, от удивления, потому что в ответ на его угрозы я радостно расхохоталась: если до съемок у меня были сомнения, что я смогу сыграть 12-летнего мальчишку, то после оплеухи пожарного я убедилась, что зритель мне поверит".
Встретила войну Жеймо в Ленинграде. В какой-то момент ей предложили эвакуироваться в Алма-Ату (в этот город уехали многие кинематографисты - там продолжали снимать фильмы). Но Жеймо наотрез отказалась уезжать из города без своей сестры Эли и ее детей (собственные дети актрисы из Ленинграда уже были вывезены). И в конце концов добилась своего.
"Прилетели в Тихвин. Только нас привезли на вокзал, началась бомбежка. Уже вечерело, когда мы наконец погрузились в эшелон. Вдруг я услышала, что меня кто-то зовет. Выйдя из нашей теплушки, я увидела Жанно (Леон Жанно, польский кинорежиссер. - Ред.), а с ним какого-то гражданина. Оказалось, что в распоряжении этого гражданина - паровоз и вагон особого назначения.
- Если хотите, я могу взять вас в этот вагон, - предложил он.
- Спасибо, но я не одна: со мной еще двенадцать человек.
- Не страшно, я могу взять всю вашу команду. Правда, в вагоне ящики с грузом, но как-нибудь пристроитесь. Через несколько станций ящики выгрузят, и вагон ваш. А я распоряжусь, чтобы его прицепили к какому-нибудь составу, идущему на восток. Но, пожалуйста, поторопитесь.
...Только мы отъехали от Тихвина, как налетели немецкие бомбардировщики и стали бомбить вокзал. Буквально у нас на глазах эшелон, на котором мы должны были ехать, разбомбили в пух и прах. А там было столько мирных жителей, детей... Даже после блокадного Ленинграда, уже, казалось бы, привыкшие к самому страшному, мы долго не могли прийти в себя от ужаса..."
Спустя некоторое время в Алма-Ату приехал супруг Жеймо. "Разговор не клеится: мы так долго не виделись, не общались... Но главная причина не в этом: так называемые доброжелатели донесли мне, что у моего мужа роман. Муж пытается объяснить, что это началось уже после того, как ему сказали, что я погибла в том эшелоне, который разбомбили на вокзале в Тихвине. Если бы он тогда знал, что это ошибка, что я жива... Головой-то я все это понимаю, но сердце... Сердце никак не хочет с этим смириться, не может простить.
Решили расстаться. Он уехал. И всё... Всё".
Жеймо переживала это невероятно тяжело. Но спустя несколько лет она вышла замуж снова - за того самого Леона Жанно, который невольно спас ее, пересадив на другой поезд в Тихвине.
Евгений Шварц и раньше работал с Жеймо, они очень любили друг друга. И Шварц видел в роли Золушки Жеймо и никого другого, о чем сразу сообщил режиссерам Надежде Кошеверовой и Михаилу Шапиро. Но режиссеры не были так уверены в актрисе, как драматург. Начались пробы.
"Через несколько дней я заметила, что Золушкино платье стало длиннее. Увидев мое недоумение, костюмерша сказала:
- После вашей пробы, когда вы уезжаете, приводят другую Золушку. Она балерина, очень молоденькая и выше вас.
Как же так? Почему мне ничего не сказали? Почему это делается за моей спиной? Я ведь и сама понимаю, что мне не 16 лет, что я больше чем в два раза старше Золушки. (Жеймо в тот момент было 37 лет. - Ред.) Я тоже сомневаюсь, что смогу ее сыграть, - я и Шварцу об этом говорила. Зачем же делать из меня дурочку и снимать эту молоденькую балерину втайне от меня? Я обиделась.
Выходя из студии, я встретила художницу по костюмам, которая обратилась ко мне, хотя мы даже не были знакомы:
- Я слышала, что вы будете сниматься в роли Золушки. Неужели это правда?
- Да, - мрачно ответила я.
- Ну какая же вы Золушка? Откажитесь от этой роли, пока не поздно.
На студии идет худсовет, где решается моя судьба. Я нервничаю ужасно! Хожу по квартире, как тигр в клетке. Кто-то мне позвонил и сообщил, что против меня директор и худрук, воздержавшиеся - мои режиссеры. Остальные - за.
Пробы повезли в Москву, на "Большой Худсовет" ("Золушка" снималась на "Ленфильме". - Ред.). Там моя кандидатура была принята единогласно. Когда режиссеры "Золушки" вернулись из Москвы, я по их лицам поняла, что они не очень-то счастливы: видимо, им все же хотелось снимать молоденькую балерину. Настроение режиссеров передалось администратору и директору картины: они делали все, чтобы я наконец взбунтовалась и отказалась от роли. Но я упорно продолжала работать и реагировала на все молча, без скандалов и претензий. Тем более что оператор Женя Шапиро, коллеги-артисты и весь обслуживающий персонал относились ко мне идеально, спасая меня от уныния и давая силу для работы".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
У самой светлой сказки советского кино - юбилей.