Работа над "Золушкой" началась на "Ленфильме" в 1945 году, ее запустили в производство через несколько дней после Победы. А весной 1947-го, 70 лет назад, состоялась ее премьера - и картина пользовалась оглушительным успехом, обогнав в прокате даже "Весну" Григория Александрова.
Ключ к успеху - сценарий Евгения Шварца, великого сказочника, автора "Обыкновенного чуда" и "Дракона". Кто забудет придуманные им чудесные фразы: "Не мешай нам веселиться, изверг"; "Я еще не волшебник, я только учусь"; "Когда-нибудь спросят: "А что вы, собственно, можете предъявить?" - и никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце - справедливым"?
Фею сыграла Анка-пулеметчица
Поставила "Золушку" Надежда Кошеверова - близкая подруга Шварца. К фильму она приступала, когда ей было уже хорошо за 40, но, по сути, это была первая заметная и значительная ее киноработа. Кошеверова часто работала в соавторстве с другими режиссерами, и "Золушку" поставила вместе с Михаилом Шапиро. Но главной в дуэте была она, и после добилась гораздо большего успеха в кино, единолично сняв "Старую, старую сказку", "Тень", "Царевича Прошу", "Как Иван-дурачок за чудом ходил" и еще много картин.
Характер, по воспоминаниям друзей, у нее был суровый, Шварц просто называл ее "славным парнем". И тем не менее именно этот "парень" предложил на главную роль хрупкую Янину Жеймо. Эта кандидатура вызвала у многих интуитивное отторжение: Жеймо была много старше героини и невысокого роста (кто-то даже назвал ее "карлицей"). Параллельно пробовали других актрис, основной конкуренткой стала 21-летняя балерина Мария Мазун. Вот она-то по всем внешним параметрам идеально вписывалась в образ, но увы - актерского дара и какого-то внутреннего света ей не хватало. Кандидатуру Жеймо начал яростно отстаивать Евгений Шварц; кроме того, на худсовете ее начали защищать режиссеры Михаил Ромм и Сергей Герасимов. Ромм говорил: "Жеймо - первоклассная мастерица, а вторая актриса - это девочка, которая может быть очень милой инженю, но образа не дает".
Других актеров - Фаину Раневскую, Эраста Гарина, Василия Меркурьева - утвердили сравнительно быстро. Как и Варвару Мясникову на роль феи (мало кто из зрителей сразу опознает в этой самой фее Анку-пулеметчицу из "Чапаева").
|
Платья из занавесок
Часть съемок проходила в Латвии, но в основном "Золушку" снимали в павильонах, где было очень холодно: говорят, в перерывах между дублями актерам приходилось надевать пальто и чуть ли не валенки. А еще говорят, что роскошные платья для сцены бала шили практически из занавесок (впрочем, были и другие платья, конфискованные в 1945-м в одном из берлинских театров). По воспоминаниям очевидцев, атмосфера царила чудесная - даже железная Кошеверова постоянно улыбалась.
Игорь Клименков, сыгравший мальчика-пажа, вспоминал: "Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила "Беломор" (Жеймо вообще очень много курила. - Ред.)".
Никаких серьезных скандалов на съемках не было, как не было потом и серьезных цензурных возражений: разве что король в исполнении Эраста Гарина показался слишком добрым и милым. Но переснимать сцены с ним не стали. И "Золушка" благополучно вышла на экран. Колоссальная слава обрушилась не только на Жеймо (которая не могла спокойно пройти по улице), но и на Алексея Консовского, сыгравшего принца: на какое-то время он стал идолом тысяч девушек. (Кстати, Консовский, сыгравший несколько десятков ролей в кино, в итоге лучше запомнился своим голосом: он озвучивал десятки мультипликационных персонажей и дублировал иностранные фильмы.)
Судьба "крохотной" женщины
Янине Жеймо во время съемок "Золушки" было 37 лет. Но актрисе с ростом в 146 сантиметров, полудетской внешностью и идеальным для Золушки 31-м размером обуви (!) легко было выдавать себя за шестнадцатилетнюю. В 1934 и 1936-м она снималась в других фильмах по сценариям Евгения Шварца - "Разбудите Леночку!" и "Леночка и виноград", и там играла совсем маленькую школьницу, а было ей соответственно 25 и 27 лет. Она не была уверена, что у нее пройдет этот фокус, надела детскую одежду и пошла на рынок, чтобы посмотреть, как на нее будут реагировать, - и никто из продавцов не заподозрил в малютке взрослую женщину, воспитывавшую дочь. Более того, во время съемок "Леночек" даже ее партнеры-дети были уверены, что общаются со сверстницей. Она преспокойно сыграла девочку Таньку и в 1942-м, в новелле из "Боевого киносборника" - а в тот момент ей было уже 33 года! Вспоминают, однако, что она не приходила на съемки "Золушки" раньше 11 часов утра: старалась как можно дольше спать, а по утрам, видимо, много времени тратила на уход за лицом.
На судьбу маленькой женщины выпало много драм. Она рано потеряла отца, циркового артиста, который выступал на арене с женой и четырьмя дочками. Несколько месяцев провела в блокадном Ленинграде, испытала страшный голод (и, по воспоминаниям дочери, держалась только на папиросах); ее эвакуировали в Казахстан - и в дороге она пересела в военный эшелон, который по идее должен был идти гораздо быстрее. Это спасло ей жизнь, потому что гражданский поезд, где ехали остальные эвакуированные, вскоре разбомбили, и все пассажиры погибли. Но известие о ее мнимой смерти дошло до мужа, известного режиссера Иосифа Хейфица, и он нашел утешение с другой женщиной. Узнав об измене Хейфица, Жеймо его бросила, а потом слегла с нервным срывом и депрессией (говорили, что она иногда просто теряла способность читать и различать лица).
По слухам, Сталину Жеймо не нравилась. И после "Золушки" она сыграла только одну кинороль - в 1954 году в детском фильме "Два друга". Работала в Театре киноактера, дублировала европейские фильмы, озвучила Герду в мультфильме "Снежная королева". А в 1958-м уехала с третьим мужем режиссером Леонидом Жанно в Польшу (оба были поляками), чтобы полностью посвятить себя семье.
Впрочем, Янина Жеймо возвращалась в СССР. Последний раз - в 1987-м, в гробу: она завещала, чтобы ее похоронили в Союзе.
|
НОВЫЙ ПОВОРОТ
Миллион долларов за голубые глаза
В 2009 году вышла цветная версия "Золушки". И она не вызвала протестов у тех, кто негодовал по поводу колоризации "Семнадцати мгновений весны" или "В бой идут одни "старики": "Золушка" все-таки сказка, и авторы изначально хотели снимать ее в цвете. Даже декорации и костюмы создавались в расчете на цвет, но увы, только что закончилась война, и цветная пленка была в большом дефиците. Авторы новой колоризированной версии потратили на реставрацию и раскрашивание "Золушки" около миллиона долларов и массу времени: очень трудно было понять, какого цвета были декорации и платья. А еще - глаза Янины Жеймо. Родственники рассказали, что цвета они были фиалкового, хотя иногда в зависимости от освещения становились чуть более карими. В результате в цветной версии их сделали голубыми, что актрисе тоже было очень к лицу.
КСТАТИ
Первую сандалию потеряли еще во времена фараонов
Сюжет "Золушки" придуман вовсе не Шарлем Перро, он лишь самый известный его обработчик. Первая версия найдена на египетских папирусах: там бог Гор в обличье сокола крадет у рабыни и приносит фараону прелестную маленькую сандалию. Фараон решает найти ее обладательницу, находит и женится на ней. Эта же история пересказана Страбоном и Геродотом. Аналогичные древние сказки есть в Китае, Вьетнаме и других азиатских странах; "Золушка" за тысячи лет обрела сотни разных вариантов.