В архиве Госфильмофонда России сохранились кинопробы к культовым советским фильмам: "Золушка", "Идиот", "Печки-лавочки", "Баллада о солдате", "Чистое небо", "Старшая сестра"... На этих пленках в ролях, которые давно стали классикой отечественного кино, - совершенно незнакомые лица. Или, наоборот, очень знакомые, но не те, что в итоге мы увидели в фильме. Например, на роль Катюши Масловой в "Воскресении" пробовалась Татьяна Самойлова. Хороша ли она в этой роли? Не то слово! Но режиссер выбрал Тамару Семину.
Говорят, история не знает сослагательного наклонения. Но не в этом случае - ведь остались кадры, свидетельствующие о том, каким мог быть фильм, если бы...
Жеймо играла девочку в 37 лет
Когда начались съемки, Янина Жеймо уже была очень популярной актрисой, сыграв в фильме "Подруги" и в серии комедий про школьницу Леночку.
Ее обожала кинематографическая среда. Роль Золушки драматург Евгений Шварц писал специально для нее. Но у режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро были некоторые сомнения. Все-таки играть надо было 16-летнюю девочку, а Жеймо уже исполнилось 37. Как она будет смотреться на крупных планах? Поэтому на роль Золушки, кроме Жеймо, пробовалась 25-летняя балерина Мария Мазун. Очень хорошенькая, миниатюрная... Но Жеймо, несмотря на возраст, оказалась лучше.
- Это действительно блестящая, ни на кого не похожая актриса, - рассказывает старший куратор Госфильмофонда Петр Багров. - К тому же Жеймо трезво оценивала себя, снималась только в определенное время, перед съемками обязательно должна была выспаться, чтобы лицо было "в форме". То, что она не юна, на экране не видно. Но на всякий случай, чтобы не возникло резкого контраста, на роль принца пригласили 35-летнего Алексея Консовского.
Любопытно, что до "Золушки" Консовский играл уголовников и деревенских парней. А после выхода фильма школьницы засыпали его письмами с признаниями в любви, полагая, что он их ровесник...
|
Мачеха, которая поет
Есть актеры, которые сами по себе амплуа. Это Фаина Раневская и Эраст Гарин. Но и Гарин, и Раневская были не единственными, кто пробовался на роль Короля и Мачехи.
- Раневская на кинопробах играла, как в плохом провинциальном театре, эдакую томную светскую даму, - продолжает рассказ Петр Багров. - Она и сама была не в восторге. И вообще ненавидела свою работу в кино за исключением роли в фильме "Мечта" Михаила Ромма. Весь остальной ее репертуар - бенефисные эпизоды. "Золушка" для нее была второй полноценной ролью. Но Раневской поначалу был недоволен драматург Евгений Шварц. Актриса очень любила вносить правки в авторский текст. К тому же он видел в этой роли одну из своих любимиц - Надежду Нурм. Это была очень крупная дама, но с удивительным темпераментом, благодаря которому производила завораживающее впечатление. Кроме Раневской и Надежды Нурм, на роль мачехи пробовалась оперная певица Софья Големба. В ее исполнении мачеха была елейной, сдобной, но не злой. В итоге утвердили Раневскую. Она очень серьезно работала над ролью, гримом. И все получилось, даже остались реплики, придуманные ею в стиле Шварца.
Фею, крестную Золушки, сыграла Варвара Мясникова, которую зрители знают по роли Анки-пулеметчицы в фильме "Чапаев". К сожалению, не сохранилось других кинопроб, но на эту роль претендовала и Любовь Орлова. Возможно, на взгляд режиссеров, Орлова была слишком "голливудской" актрисой. А прелесть этого фильма как раз в бытовых интонациях. И Мясникова, не писаная красавица, но понятная Анка-пулеметчица, подошла на роль феи лучше.
"Воскресение" могло стать звездным для Татьяны Самойловой
Сейчас и не спросишь, почему Татьяну Самойлову не утвердили на роль Катюши Масловой в фильме Михаила Швейцера "Воскресение".
|
- Возможно, Тамара Семина, которая в итоге сыграла эту роль, была лучше в тех эпизодах, которые не сохранились на пленке. Но кинопробы Самойловой настолько хороши, что прямо мороз по коже! Она актриса невероятного амплуа, необъяснимая и загадочная. В ней есть и женский идеал, и надлом. Особенно в фильме "Летят журавли" и в кинопробах к "Воскресению". Эта несыгранная роль Катюши Масловой могла стать лучшей ролью великой актрисы, - уверен Багров.
|
Стриженов не вписался в "Балладу о солдате"
Олег Стриженов пробовался на роль Алеши Скворцова в фильме Григория Чухрая "Баллада о солдате". Но режиссер в итоге выбрал юного Владимира Ивашова. Возможно, потому, что Стриженов оказался старше на 10 лет, ему было уже 30, а требовался молодой герой.
|
|
|