Сериал "Чернобыль" попал в очередной скандал. Украинский режиссер Андрий* Приймаченко говорит, что его видео использовали в сериале HBO без его согласия. Речь идет о кадрах, где мы видим расшифровку телефонных разговоров диспетчера центрального пункта пожарной связи и диспетчера военизированной пожарной части Чернобыльской АЭС в день аварии, 26 апреля 1986 года.
Мы поговорили с режиссером, чтобы расставить все точки над "і".
- Андрий, говорят, что голос на вашем видео – это оригинальные аудиозаписи диспетчеров. Правильно ли я понимаю, что видео – ваше, голос – нет, и под вопросом не аудио-часть, а именно видео?
- Я очень долго искал, кому принадлежат права на этот голос, где оригинал. Максимум, что нашел, это архив диспетчерского пункта пожарной связи, которого, судя по всему, уже давно нет.
- А где именно вы его нашли?
- Запись разговора диспетчеров я нашел в интернете на одном из форумов, где люди обсуждают тему Чернобыля. Кто-то выложил эту запись там.
- И потом вы создали видео? Это же не хроника, а нарисованная вами графика?
- Это не хроника. Этот проект я рисовал лично. У меня есть все исходные файлы того, как я его создавал. Файлы, кстати, датированы 2013-м годом.
- В кадре это – текст, расшифровка беседы диспетчеров? (смотрите видео ниже)
- Да, именно текст, как он появляется, цвета – все это создано мной.
- В компания Radioaktive, которая занималась съемками на территории Украины, говорят, что права на использование этого видео были получены и подтверждены дирекцией музея Чернобыля в Киеве. Как такое может быть?
- Не знаю. Это абсурд. Кто-то кого-то точно не понял. Это невозможно, потому что со мной никто не связывался. Я абсолютно уверен, что это мое видео. С таким же успехом они попросту могли получить права на него у водителя маршрутки.
- А у вас есть документы, которые подтверждают ваше авторское право? Мы же привыкли так - сделали и хорошо, все довольны, но потом попробуй докажи, что это твое.
- Я сейчас занимаюсь этим вопросом. Но, как минимум, у меня есть исходный файл, датированный 2013-м годом. Есть файл самого проекта видео. Это уже является доказательством моего авторства. Плюс дата загрузки на моем Youtube-канале - март 2013 года. В этот момент видео впервые появилось в Сети.
- Оно уже где-то использовалось? В фильмах, проектах?
- Я преподаю в Школе журналистики Украинского католического университета, и мои студенты использовали это видео в своих проектах. Но, конечно же, они указывали источник и давали ссылки.
- Оно так хорошо сделано в духе того времени, что, мне кажется, я где-то это уже видела…
- Это значит, что оно очень хорошо сделано. Кстати, в то же время не было таких технологий, которые бы расшифровывали голос. Только сейчас они появляются. Тогда это было невозможно, чтобы голос сразу расшифровывался при разговоре.
- Что дальше? В соцсетях уже поднялась шумиха по этому поводу, тегали и HBO, и продюсеров. С вами кто-то связывался?
- Я акцентирую внимание на том, что меня, в первую очередь, интересует не конфликт, а сотрудничество. Я обращался к Крейгу Мейзину (сценарист "Чернобыля". – Авт.), но он пока никак не отреагировал на мое сообщение. Буду пробовать еще.
- Писали ему в Твиттер? Он там вроде бы активно отвечает.
- Да, в Твиттер, где он отвечает всем, кто ему пишет. Недавно заходил к нему на страничку, смотрел, он отвечает людям, которые задают ему какие-то вопросы. Но мой вопрос он пока проигнорировал. Попробую написать еще раз.
- Давно ему писали?
- Два дня назад. Сегодня попробую еще раз.
- Будете подавать в суд?
- Если HBO совсем-совсем не захотят идти со мной на контакт, то, конечно, буду. Но сначала я бы просто по-человечески с ними поговорил.
P.S. Автор попросил писать его имя как Андрий.
О мегапопулярном проекте мы поговорили с Егором Борщевским, директором компании POSTMODERN Digital.
В 1986 году Алексей Бреус нажал последнюю "живую" кнопку на пульте управления 4-м энергоблоком.
Ликвидатор рассказал, как на самом деле проходила операция по откачке радиационной воды из разрушенного машинного цеха на ЧАЭС.