21 ноября
Загрузить еще

Как украинская компания воссоздала Чернобыльскую АЭС для сериала

Как украинская компания воссоздала Чернобыльскую АЭС для сериала
Фото: Фото: POSTMODERN Digital
Егор Борщевский, директор компании POSTMODERN Digital. Фото: POSTMODERN Digital

Рисовали станцию в течение 7 месяцев

- Егор, объясните, 4-й энергоблок, который мы видим в сериале, - ваше творение?

- Я бы сказал, что нашего там несколько больше, чем 4-й энергоблок. Это и 4-й энергоблок, и здание всей Чернобыльской станции, и вся инфраструктура в виде объектов вокруг, и 30-километровая зона вокруг Чернобыльской АЭС.

- Все это сделано по вашей 3D-модели?

- В сериале за основу взята наша компьютерная модель, которую мы делали для сериала "Мотыльки" в 2013 году. Но уже доработанная HBO.

- Как вы рисовали разрушенную станцию? Ведь, насколько я знаю, снимать режимные объекты запрещено. Как воссоздавали детали?

- Да, снимать запрещено. Мы это понимали изначально, когда только планировался сериал "Мотыльки". И тогда мы приняли достаточно уникальное на то время решение - использовать большое количество компьютерной графики, чтобы показать все масштабы катастрофы, так, как это выглядело вживую во время взрыва. 

В течение 7 месяцев художники POSTMODERN рисовали станцию, восстанавливая все по архивным данным. Ведь многие документы закрыты, реальных размеров станции не было, поэтому приходилось скрупулезно искать решения по фотографиям, по каким-то картинкам, чтобы сделать Чернобыльскую АЭС реальной.

- Насколько близкой к реальной она получилась? 

- На самом деле станция воссоздана практически один в один. Она абсолютно соответствует реальным масштабам, размерам, ее структура полностью идентична. Мы восстанавливали станцию и после взрыва, когда уже был разрушен реактор, тоже собирали информацию по документам и фотографиям. Более того, нам даже приходилось разбираться, из каких элементов, агрегатов, составных частей устроена станция, сам реактор, какие обломки могли разлететься, из чего состоит технологический мусор, чтобы сделать модель по-настоящему реальной, чтобы не было нагромождения каких-то непонятных обломков. Мы очень тщательно над этим работали.

- Сам разрушенный реактор тоже так воссоздавали?

- Да, по документам и снимкам. К тому же мы много работали в Чернобыльском музее в архивах, там общались с консультантами.

Картинка такая же, как в реальности 

- А как эта вся 3D-модель потом переносится на экран?

- Сначала создается так называемая геометрия, то есть форма станции, на компьютере в 3D. Потом создаются текстура, цвета, поверхность. После идет процесс шейдинга, когда мы присваиваем каким-то объектам свойства определенных материалов: отражения, затемнения, осветления, шероховатости и тому подобное. То есть мы задаем параметры реальных объектов виртуальным объектам, чтобы картинка выглядела точно так же, как мы ее видим в реальности.

- Как понять, где в сериале графика, а где - реальность? 

- Это сложно объяснить на словах, это можно сделать только в раскадровке. Но они снимали очень много, нашли похожий на Чернобыльскую АЭС объект в Литве.

- Когда горит станция и тушат пожар - это же графика?

- Да, конечно, это все нарисовано. Много дорисовывали и внутри интерьеров, чтобы добавить атмосферу.

Специалисты даже мусор и обломки вырисовывали в деталях. Фото: POSTMODERN Digital

Сериал дал понять, что такое радиация

- Вы сами смотрели сериал? Как впечатления?

- Смотрел. Мое впечатление как зрителя - это хорошая сильная работа. Но как для украинца - мне кажется, там достаточно много "киноклюквы": не вели себя так люди, не выглядели так, мотивация немножко не та. Я вырос при Советском Союзе и понимаю, что в некоторых случаях люди так не поступали. Но опять-таки - это мой взгляд со стороны. И это - художественный взгляд! Надо понимать, что это художественное произведение, не документальное. 

- Почему тогда многие критикуют создателей за киноляпы? Понятное дело, что киношники хотят зрелищности и масштабности, но все же... 

- Здесь основная претензия в том, что сериал сразу претендовал на хроникальное и документальное кино, что события восстановлены с педантичной точностью, что персонажи соответствуют персонажам в реальности. И в таких случаях, естественно, со стороны зрителя очень сильно повышаются требования к документальности и хроникальности. Как говорится, раз уж вы играете в эту игру, играйте в нее до конца. Естественно, если бы "Чернобыль" позиционировал себя просто как драма или фантастика, никаких бы вопросов на эту тему не было. Но если вы заявляете, что у вас документальное  и хроникальное кино, будьте добры этому соответствовать.

- Как считаете, почему этот сериал так всех зацепил? Он даже подвинул суперпопулярную во всем мире "Игру престолов".

- Во-первых, тема Чернобыля актуальна всегда, ведь это самая крупная техногенная катастрофа. Во-вторых, сериал сделан очень хорошо с художественной точки зрения и с точки зрения атмосферы. Он очень и очень атмосферный! Человеку действительно страшно! Сериал дал понять, что такое радиация. Вокруг тебя есть нечто, то, что ты не видишь, не слышишь, никоим образом не можешь почувствовать, и в течение часов или суток это нечто разрушает тебя полностью. Это очень сильно влияет на человека. То есть такой неопознанный страх, который вы не можете никак идентифицировать. Как говорят киношники, такой страх всегда работает.

Создавали графику практически на коленках 

- Как вы вообще нашлись с HBO, с такими, казалось бы, недосягаемыми…

- С небожителями, хотите сказать (смеется). Мы на самом деле очень давно знали про этот проект HBO. Еще на этапе, когда он был в разработке, очень долго вели переговоры, чтобы именно мы делали компьютерную графику, поскольку у нас был опыт "Мотыльков" и много наработок. Но они приняли решение взять наши материалы за основу, и графику делала английская компания Double Negative.

- Сколько они доработали без вас?

- Они доработали уже детали. Ведь современные возможности компьютерной графики уже другие. После "Мотыльков" прошло 6 лет, программное обеспечение позволяет делать это уже гораздо круче и на другом уровне. А мы тогда такую масштабную графику создавали практически на коленках. У нас было мало ресурсов как технологических, так и человеческих. Например, в нашей команде тогда было примерно 20 человек. В Double Negative над этим проектом работало человек 250. 

- А вы есть в финальных титрах?

- Да, POSTMODERN есть в титрах. Все честно! 

В тему

Обойти "Игру престолов"!

- Мы благодаря вам теперь знамениты на весь мир!

- Да, есть такое немножко (смеется). Мы же еще в 2013 году с "Мотыльками" были номинированы на VES Awards "За выдающиеся визуальные эффекты в телешоу", а это как "Оскар" в визуальных эффектах. Но тогда проиграли "Игре престолов".

- Теперь историческая справедливость восторжествовала. "Чернобыль" победил популярность "Игры престолов"!

- Кстати, да! Хороший комментарий - победили.

Справка "КП"

"Мотыльки" - украинский четырехсерийный мини-сериал режиссера Виталия Воробьева, снятый киностудией FILM.UA в 2013 году к 27-й годовщине Чернобыльской аварии. 

Действие картины начинается за день до аварии на Чернобыльской АЭС. По сюжету 10-классница Аля Широкова и ее старшая сестра Марьяна, работающая врачом, едут на выходные в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года из Киева в Припять к родственникам. На их глазах и происходит взрыв. Отец девушек участвует в ликвидации аварии как пилот вертолета. Он посылает солдата Павла, служащего в его части, донести записку дочерям о том, чтобы они его ждали там же, в Припяти. Паша и Аля сразу же влюбляются друг в друга и обещают быть вместе несмотря ни на что. Отсюда и название картины. Паша и Аля, словно мотыльки, стремящиеся к огню, летели навстречу своим чувствам, не замечая ничего вокруг и преодолевая множество препятствий на своем пути. 

Читайте также

Чем сериал "Чернобыль" восхитил кинокритиков

Специалисты в один голос выделяют динамику сюжета, игру актеров и реалистичную атмосферу.