Взглянув на календарь предстоящих театральных постановок, "КП" в Украине" отметила для себя Национальную оперу Украины, где 31 марта состоится грандиозная премьера оперы "Набукко" Джузеппе Верди - одной из лучших в творческом наследии этого итальянского гения. Мы очень попросились в святая святых каждого театра - в цех, где создается атмосфера сценического искусства. И нас пустили!
"По декорациям не ходить!"
Режиссер-постановщик Нацоперы Анатолий Соловьянеко возродил "Набукко" на сцене театра после многих лет забвения. И уже известно, что одну из сложнейших в мире оперных партий Абигайль исполнит на сцене родного театра звезда мировой оперной сцены Людмила Монастырская.
Последние месяцы в театре кипит работа. Поставить классический спектакль, чей сюжет основан на древнейшей истории, описанной в Библии (в центре сюжета противостояние Вавилона и иудеев, случившееся 4 тысячи лет назад), - это титанический труд.
|
Но если с музыкальной частью все ясно - Верди все расставил по местам еще в 1842 году, то с художественной точки зрения, как говорится, пахать и пахать. Ведь о том, как люди жили во времена Вавилона, мы можем лишь догадываться.
В декоративном цеху Национальной оперы мифический мир Вавилона воссоздает главный художник театра, лауреат Госпремии им. Шевченко Мария Левитская с целым отрядом декораторов.
"Царство Левитской" - это яркий мир, в котором многие сотни квадратных метров занимают будущие декорации. По всему полу цеха растянуты гигантские полотнища, на которых декораторы творят картины - рисуют кистями, окуная их в большие банки, накладывают аппликации из ткани, придавая декорациям фактуру и глубину.
Ходить по декорациям запрещено, о чем строго предупреждает большой плакат на входе. Кто-то не рассчитал шаг - и вот уже на ткани-основе отпечатался наглый мужской ботинок. И что вы думаете? Мария Сергеевна устраивает допрос с пристрастием, осматривает подошвы всех, чья нога ступала в цех. У Левитской не забалуешь. А все потому, что к декорациям она относится как к произведениям искусства.
"Монументальное искусство"
- Все, что создают мои сотрудники, можно вывешивать в музее! - строго говорит Левитская, стоя на мостках, которые протягиваются по верхотуре над всем пространством. С них Мария Сергеевна, как капитан большого корабля, наблюдает за процессом и за картинами, которые расцветают на полу. - Увы, многие относятся к декораторам, как к техническим работникам, которые как-то украшают сцену. Я же стараюсь культивировать во всех мысль, что мои художники создают монументальное искусство Ренессанса, просто в другой технике.
Я в совершеннейшем восторге от того, что сделала девочка, которая стоит вот там в бирюзовом халатике (Левитская указывает на одну из художниц). Они все по 12 часов сгибаются и разгибаются над гигантским холстом. Это титанический труд. А ведь потом эти тонкие уникальные работы начинают перевозить - краска осыпается (Мария Сергеевна вздыхает). Могут сложить неправильно декорации, иногда они под дождь попадают. Но я за всем уследить не могу…
|
Очарованные диковинными картинами, на которых скачут всадники и замирает в страшных когтях башня великого Вавилона (на фото), мы интересуемся, почему Мария Сергеевна увидела мир "Набукко" именно таким.
- Когда было принято решение, что мы ставим "Набукко", я стала смотреть материал. В поисках информации в интернете я засиживалась до утра. А потом я достала с полки книгу своей мамы "Ассирийские барельефы". И это было окончательной точкой в моем решении, как это будет. Еще много лет назад я видела эти барельефы в натуре в Британском музее. Что касается цвета, то он совершенно конкретный: терракота, синий, золото...
Что осталось от Вавилона? Знаменитые ворота Иштар (одни из ворот Вавилона, построенные в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора. - Авт.) - это ультрамариновая, кобальтово-синяя майолика.
- Я не знаю, как вам, но, по-моему, наши декорации - это шедевр! - говорит Мария Сергеевна.
Вряд ли любой зритель сможет с ходу оценить труд и глубину мыслей, вложенных в эту красоту. Но с музыкой Верди это будет настоящий праздник театра.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
400 костюмов для одной постановки
Щепетильна Левитская и в создании костюмов. Их для постановки шьют около 400. Рассказывая о создании шапки главного жреца Захарии, она проводит аналогии с фильмами Пазолини и фресками церкви Сан-Франческо. А по поводу перьев на его костюме рассказывает, что декораторы несколько дней изучали, как изгибается кость крыла, чтобы изобразить именно крыло, а не подсолнух.
Всего в опере будет 8 смен декораций, на которые ушло 3,5 тысячи метров ткани. Еще 4 тысячи были использованы на костюмы. Эти декорации создавались 2,5 месяца.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В парике секрет успеха, раз – и ты Эдита Пьеха!
В днепропетровском театре Оперы и балета собрана самая большая в Украине коллекция париков.