Прическа за 7 тысяч грн
Для зрителя театр начинается с гардероба, для артиста – с гримерки.
Здесь актер не только внутренне, но и внешне становится другим человеком. Парик в этом деле – вещь первой необходимости. Накладные прически в Днепропетровском оперном театре занимают особенное место: их за 42-летнюю историю театра накопилось больше тысячи.
Накануне Международного дня театра Гример-пастижер Ася Демишева провела экскурсию "КП" в Украине" там, где никогда не ступала нога зрителя.
– Когда речь заходит о париках, многие первым делом вспоминают объявления на остановках: "Купим натуральные волосы", – улыбается гример, – Но пастижеры, то есть специалисты по работе с волосами и изготовлению париков, таких объявлений не дают. К нам волосы попадают из специальных парикмахерских, где проданные шевелюры обрабатывают и готовят к превращению в парик.
Видео : Павел ДАЦКОВСКИЙ
В арсенале театра – и искусственные парики, и прически из натуральных волос. Последние – не дешевое удовольствие, каждый – около 7 тысяч гривен.
Все парики, которые задействованы в ближайших постановках, хранятся в одной гримерке. Остальные – в других комнатах и большущих шкафах. Меняется репертуар – меняется ассортимент париков.
На широком столе выставлены "прически" для Ромео и Джульетты, Спящей красавицы, Короля, арапчонка - выглядят красиво, хотя даются пастижерам не так-то просто.
- У нас хоть и рука уже набита за столько лет, сделать парик иногда бывает трудно, - говорит Ася Демишева, - Сначала плетем косички с одной стороны каждой пряди волос на специальном станке. Они не дают волосам расползаться в разные стороны, служат как бы основой для прядей. Каждую косичку нашиваем на ткань, из которой, собственно, и делается парик. При этом они располагаются одна над другой. Иногда это занимает несколько дней, но зато – результат налицо! Точнее, на голове (смеется)
"Старожилу" - 42 года
По словам гримеров, парик – вещь индивидуальная, поэтому шьют их специально "под актера". Если его вдруг надевает кто-то другой, то "прическу" непременно дезинфицируют. Кроме этого гримерам приходится парики и мыть, и накручивать, и перекрашивать.
- Театральный гример и пастижем занимается, и стрижет, и прически должен уметь делать — обычные, старинные, любой сложности, – говорит Ася. – Мы должны уметь сделать и дневной грим, и вечерний, и сказочный. На курсах визажистов за год-два вас этому не научат.
"Старожилом" огромной коллекции считается парик из массовки хористов, который появился в год основания театра, в 1974-ом, и все еще в строю. С тех пор в театре изготовили тысячи причесок, бород, усов и шиньонов. Пополняется коллекция, когда в репертуар вводится новый спектакль или приходит новый актер.
– Когда имеешь дело с изобразительным гримом, часто приходится сталкиваться с курьезами на сцене, – признается пастижер. – То с царицы Екатерины парик с буклями сползет, то у поручика ус отклеится. Здесь уже актерам приходится самим спасать положение, пока к ним на всех парах летит гример.
На прощание Ася Демишева предложила мне испытать магию перевоплощения на себе. В одну секунду мои волосы были подтянуты, подколоты и убраны, на голову водружен парик из копны каштановых волос. И в тот же момент кто-то внутри меня низким голосом запел: "Как же нам не веселиться, не грустить от разных бед?" "Публика" в гримерке ахнула и захохотала.
- Ну, видишь, вылитая Эдита Пьеха, только маленькая! – торжествующе говорит Ася. – Парик-то работает!