Министр здравоохранения Украины Максим Степанов примерил на себя образ среднестатистического украинского пациента. Заболев ковидом, Степанов наконец решил проверить, как работает горячая линия Минздрава и как вообще лечиться обычному человеку. После звонка глава ведомства узнал, что его, не имеющего декларации с семейным доктором, в лучшем случае по телефону проконсультирует дежурный врач больницы. Или тот, кто свободен на момент звонка.
Оператор горячей линии долго пыталась объяснить Степанову внедренный им же, министром здравоохранения, алгоритм поведения больного с подтвержденным коронавирусом, но тот все никак не мог понять, что и как. Или делал вид. При этом он напрочь забыл, как в апреле лично заявлял о том, что в случае, "если появились симптомы коронавирусной болезни и у вас не заключен договор с семейным врачом, Минздрав советует сразу звонить в экстренную скорую помощь на 103". А тут уже подтвержденный диагноз! И еще говорил - "Минздрав изменил алгоритмы заключения договора с семейным врачом - теперь это можно сделать в режиме онлайн".
Корреспонденты "КП в Украине" прошли по следам министра и также побывали в шкуре больных, не имеющих декларации.
Номер горячей линии Минздрава министр диктовал в своем видео в соцсетях – 0-800-60-20-19. Набираем.
Первый звонок: прослушиваю напоминание о пользе мытья рук и ношении защитных масок, лозунг "победим ковид вместе!", затем долгое автоменю ("актуальная информация о COVID-19 - нажмите 1… диагностика и тестирование – нажмите 2… для ответа оператора оставайтесь на линии"), потом – заверение, что мой звонок очень важен, затем подключается оператор. Кажется, у него выключены микрофон и наушник, потому что на мое громкое "Алло!" в ответ я слышу щелканье клавиатуры компьютера и тяжелые вздохи, оповещающие о нелегкой судьбе оператора медицинского колл-центра.
Сбрасываю через пару минут вздохов и щелканья. Снова набираю. Снова слушаю о социальной дистанции, масках и "нажмите 1". Звонок важный для них. Честно жду ответа.
- Здравствуйте, оператор Максим. Как могу к вам обращаться и чем могу помочь?
- Меня зовут…
- Уважаемый абонент, вас не слышно. Говорите громче.
- Зовут меня…
- Уважаемый абонент, вас не слышно. Перезвоните позже.
И положил трубку.
С чего бы меня не было слышно – непонятно. Перепроверила на звонке соседке – меня прекрасно слышно. Эх, Максим, проверьте что ли свою аппаратуру… Если не хотите говорить – не снимайте трубку. Не давайте людям ложных надежд. А если бы я уже хрипела?
Набираю третий раз. Ну должно же когда-то повезти? Оператор Анна, дай ей бог здоровья, отозвалась. И слышит она меня нормально, и не вздыхает обреченно, по компьютеру ноготками не щелкает, тупым вопросам абонента не удивляется.
- Без декларации я, - говорю жалобно, - только недавно в Киев приехала, местных реалий не знаю. А симптомы уже имею подозрительные. Что делать, куда бежать?
- Не надо никуда бежать! - торопливо говорит Анна. – Есть у вас доступ к интернету?
Ну, не совсем я из глубинки приехала, чтобы у меня не было доступа к интернету. Есть, говорю.
- Заходите на сайт Национальной службы здоровья Украины, там есть карта мест предоставления первичной медицинской помощи. Сбоку есть панель, где вы вводите область, город и смотрите, где отмечены места в вашем районе. Там же есть контакты регистратур в поликлиниках и амбулаториях, которые ближе всего к вам. Звоните туда – и вам дадут контакты врача.
- И он будет меня консультировать по телефону в случае болезни?
- Да. И вы можете заключить с ним декларацию в онлайн-режиме.
Искренне удивляюсь.
- Это, конечно, здорово! И что, он можем меня наблюдать по телефону 24 часа в сутки?
- Ну, у разных поликлиник и амбулаторий разные форматы работы. Думаю, здесь скорее все зависит от того, какой человек ваш врач. Кто-то ведет своих пациентов и 24 часа в сутки. Но если, например, у вас ночью обострилось какое-то заболевание, а скорая отказалась приезжать, вы набираете его обязательно, и он должен вас консультировать круглосуточно.
- А направление на тестирование он даст?
- Если у вас есть явно выраженные симптомы COVID-19, ваш семейный врач даст вам направление на бесплатное тестирование. Если у вас есть желание и возможность – делайте тест в частной клинике.
Поговорив с оператором Анной, я отправилась на сайт
Звонок в регистратуру оказался безрезультатным – трубку никто не снял, гудки уходили в космос. Впрочем, возможно, в 16.00 звонить не стоило? Хотя мне показалось, что это не очень поздно...
Еще есть сервис
А что же онлайн-декларации на сайте Национальной службы здоровья? Я так и не нашла, где они. Пролистала все страницы, перечитала кучу новостей, отчетов и даже узнала, как в режиме онлайн можно прервать декларацию с врачом или изменить в ней номер телефона. Но как заключить хотя бы предварительную декларацию – ни слова!
На горячей линии НСЗУ по номеру 16-77 очень удивились и сообщили, что пока возможность заключить онлайн-декларацию с семейным врачом отсутствует. Слово "пока" вселило надежду – вот и министр после телефонного вояжа в систему украинского здравоохранения прозрел и, может, скоро появится какая-нибудь заветная кнопка на сайте МОЗ, НСЗУ, а то и отдельную страничку в интернете для благого дела заведут.
Пока же в Национальной службе здоровья посоветовали тот же алгоритм действий, что и в МОЗ: выбирать поликлинику поближе, звонить туда почаще, а после выздоровления заглянуть туда побыстрее и познакомиться с врачом получше.
|
Что можно порекомендовать министру здравоохранения Украины Максиму Степанову?
Для начала: найти человека старше 60 лет и попытаться объяснить ему весь алгоритм поведения в случае появления симптомов коронавируса. Или развесить еще больше билбордов по всем городам и селам, где по пунктам расписать, куда и кому звонить, и номера телефонов чтобы ночью подсвечивались. Потому что не будут наши старики в интернете сидеть и гуглить сайт Национальной службы здоровья.
Затем: пройти тернистым путем пациента дальше. Звонить в поликлинику, добиваться консультации врача, покупать лекарства. Раз уж пошел такой откровенный разговор, то предъявить общественности чеки за лекарства, за их доставку, за тестирование… Рассказать о том, как он стоял в очереди на бесплатный ПЦР-тест. Как в аптеках не было нужных лекарств и пришлось покататься по городу – и не в собственном авто, а на общественном транспорте или, на худой конец, на такси, нарушая режим самоизоляции…
Может, немалые суммы в графе "Итого" и количество потраченного времени заставят людей немного задуматься о том, что легче и дешевле натянуть маску с подбородка на нос, чем выкладывать такое количество денег и рисковать жизнью. Не у всех коронавирус проходит так же легко, как у министра здравоохранения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ