Не только мост
Мол, зачем в тяжелое экономическое время брать такой кредит? У многих горожан сразу же возник вопрос: кому нужна реконструкция, для чего ее проводят и кто будет за нее расплачиваться.
Так, на встрече с мэром директор Мирового банка Мартин Райзер заверил, что банкиры готовы вложить в гидросистему Украины 60 млн. долларов и большая их часть предназначена для реконструкции запорожской станции. Правда, сколько конкретно уйдет средств на замену генераторов и турбин, установку нового электрооборудования, пока не ясно. Как, впрочем, и будет ли профинансирован ремонт самой плотины и ее проезжей части. В целесообразности работ не сомневается мэр Евгений Карташов.
В первую очередь это дополнительные мощности Днепрогэса, уверен Евгений Григорьевич. – Это новые рабочие места для горожан и обновление внешнего облика города.
Так, замена старых турбин и довоенных трансформаторов позволит увеличить мощность станции практически в два раза. Выгодно это в первую очередь самим энергетикам, а не региону, ведь по количеству выработанных киловаттчасов Днепрогэс не сравнится с атомкой – там производят в десять раз больше. Зато высокая производительность гарантирует повышение отчислений в городскую казну.
Реконструкция для страны
Но, как выяснилось, плюсов от модернизации Днепрогэса горожане практически не почувствуют – увеличение мощности не даст дополнительных рабочих мест, а лишь позволит больше зарабатывать.
После реконструкции станция станет более экономичной, рассказал нам заместитель начальника производственнотехнического отдела Днепровской ГЭС Иван Бондяшев. – Старые турбины уже практически отработали свой срок, поэтому их нужно менять. Впрочем, число сотрудников, обслуживающих станцию, останется прежним.
Зачем же тогда нужен столь дорогостоящий проект? Инженеры объясняют просто – наша станция используется как пиковая, то есть позволяет регулировать и поддерживать нужную частоту тока в энергосистеме страны во время повышенных нагрузок либо аварий. К сожалению, времена, когда гидростанции были основными производителями электричества, давно канули в лету.
Дороге нужен ремонт
В первую очередь после получения кредита деньги направят на замену оснащения Днепрогэс2, заниматься внешним омоложением плотины будут намного позже. Хотя именно вопрос капремонта плотины уже не первый год волнует горожан. Точки опоры мостового сооружения начали расходиться, а денег катастрофически не хватает, утверждают специалисты коммунального предприятия «Запорожмост».
Руководство «Укргидроэнерго» (Днепровская ГЭС входит в состав предприятия) уверяет, что в ходе реконструкции дело дойдет и до обновления тела плотины. На весь комплекс работ необходимо более
600 миллионов гривен.
Будь в курсе
Разлома нет
В последнее время многие горожане обеспокоены сенсационными заявлениями днепропетровских ученых. Они заявляют, что под запорожской плотиной якобы есть скрытый разлом и она может рухнуть в любой момент. С этим категорически на согласен главный архитектор города Виктор Трубин.
Существенных повреждений и разрушений на плотине нет, заявил Виктор Павлович. – Запорожью ничего не угрожает.
Виктор Трубин заверил, что за семьдесят лет эксплуатации никаких технических изменений плотины не было. К тому же ее надежность и безопасность постоянно контролируют специалисты.
КСТАТИ
Отдавать кредит будем… светом!
Ремонт и реконструкция старенькой плотины влетит в копеечку. Потому кредит Мирового банка покроет лишь часть затрат, частично энергетики намерены вкладывать собственные финансы. А вот на каких условиях и под чью гарантию они получат крупный заем загадка. Вернее, коммерческая тайна. Потому среди наиболее вероятных вариантов расчетов с инвесторами реальными кажутся всего два – повышения себестоимости электроэнергии. А возможно, энергетики будут расплачиваться своей же продукцией – западные страны охотно покупают украинскую электроэнергию, а так получат ее по бартеру и по более низкой цене. Как бы там ни было, реконструкция запланирована и уже начата, а горожанам лишь остается уповать, что она не ограничится лишь модернизацией станции, а и позволит оживить дорогу плотины, более необходимую для жителей правого берега, нежели дополнительные киловаттчасы.