22 декабря
Загрузить еще

Призер Европы среди вагоновожатых: Непростые дороги Львова подготовили к чемпионату

Призер Европы среди вагоновожатых: Непростые дороги Львова подготовили к чемпионату

В немецком Лейпциге прошел 9-й чемпионат Европы среди водителей трамваевTram-EM EuropeanTramdriver Championship. И сразу двум представителям Украины удалось занять второе призовое место.  

Львовянка Ирина Козак и киевлянка Галина Загорная набрали одинаковое количество баллов (по 2030) и поделили между собой второе место. Украинки уступили 120 очков победителю из Швеции, но при этом опередили своего ближайшего преследователя в турнирной таблице на 180 баллов.  В командном зачете команда из «Львовэлектротранса» стала пятой, «Киевпастранса» - шестой.

«КП в Украине» пообщались с Ириной Козак из «Львовэлектротранса».

Ирина Козак 12 лет работает вагоновожатой. Фото: tramem.eu

Ирина Козак 12 лет работает вагоновожатой. Фото: tramem.eu

Много крутых поворотов

- Водителем трамвая я работаю уже больше 12 лет. До этого была кондуктором на предприятии «Львовэлектротранс». А когда в 2009 прошла реорганизация и кондукторов сократили, подумала: почему бы не стать водителем трамвая? Людей знаю, остальному можно научиться,- рассказывает «КП в Украине» Ирина Козак. - Начинала с легких маршрутов, сейчас работаю в основном на восьмом (это новейший во Львове). Он соединяет центр города и наибольший спальный район – Сыховский массив. Люблю этот маршрут, потому что, кроме него, есть лишь еще один с выделенной линией, где можно спокойно ехать и даже немножко разогнаться.

Самое трудное в работе вагоновожатого то, что большинство путей проходит сквозь дороги общего пользования. Приходится учитывать поведение всех участников дорожного движения и попутно не отставать от графика. А зная наших водителей, не приходится удивляться регулярно припаркованным на колеях автомобилям.

- Сейчас особенно сложно, поскольку количество личных авто из-за наплыва переселенцев на узких улочках Львова существенно выросло. Люди в большинстве дезориентированы. А некоторые словно не понимают, что существует общественный транспорт, который должен иметь преимущество на дороге, - рассказывает Ирина Козак.

Ну и, конечно же, рельеф… Он во Львове особенный, с массой подъемов и спусков, коротких кривых, максимально резких дуг на поворотах. Вагоновожатые гордятся своей работой: как-никах львовскому трамваю 128 лет, и он, безусловно,придает городу дополнительный шарм.

Трамвайный биллиард не самое сложное испытание. Фото: tramem.eu

Трамвайный биллиард не самое сложное испытание. Фото: tramem.eu

Две тактики: «тише едешь…» и «бей по максимуму»

Ирина уже имеет в своем активе соревнования среди водителей трамваев на уровне Украины, который проходил в Кривом Роге. Из любопытных заданий ей запомнилось, например, определить точную скорость вагона, не подсматривая на спидометр.

В целом задания на тех же международных соревнованиях в Лейпциге куда сложнее повседневной работы.

- Однозначно соревнования труднее. К тому же мы с командой даже представить себе не могли, что к Украине будет столько внимания. А я, признаюсь честно, не очень люблю этого… Потому что большое внимание – это и большая ответственность, - признается победительница. - Организаторы турнира, правда, предупреждали – они целиком и полностью поддерживают сейчас нашу страну. И не соврали: все на турнире украсили в сине-желто-голубые цвета. Даже трамвайчики, на которых проходили испытания.

Турнир состоял из пяти заданий. Первое – умение открыть вторые двери в заданном на платформе месте.

- Это самое тяжелое. Казалось, мы делаем это ежедневно. Но имеем ориентир - знак остановки. Плюс хорошо чувствуем габариты и возможности своих трамваев. А тут вслепую, еще и на другой технике, - поясняет наша собеседница.

Второе – вхождение трамвая в кривые повороты, не задевая преграду. Это совместное задание сразу для двоих участников команды - один преграды ставит, второй их преодолевает. С этим Ирина и ее партнер по команде Степан Поплавский уверенно справились. Как мы уже упоминали, во Львове хватает таких кривых участков, что пошло на пользу нашим участникам турнира.

Третье задание – экстренное торможение на скорости и расчет тормозного пути без дополнительных приборов. Это, скорее, проверка самих водителей на то, как быстро они могут освоить новый вагон. Ну и последними заданиями стали трамвайный бильярд и боулинг.

- Результат зависит от фортуны и решения, какой тактикой пользоваться. Есть две тактики: первая – «тише едешь, дальше будешь», вторая – «бей по максимуму, что-то и получится». Никогда не знаешь, какая правильнее, - раскрывает профессиональные секреты Ирина. – Но о результатах мы даже не думали. Наше задание было - достойно выступить и держаться. С этим наша команда справилась на все 100%.

По словам нашей собеседницы, готовясь к соревнованиям, тренеры разработали видеоролик #closetheskyUA Львовский трамвай. И там звучали такие слова: «Мы украинцы, мы борцы. Мы не едем за победой, мы уже победители».

- Это про наших воинов, про волонтеров, медиков, коммунальщиков и обычных людей, - говорит Ирина Козак. – А после турнира я уставшая и счастливая. Было весело, искренне, местами страшно и волнующе. Из всех эмоций, которые были за время долгой дороги домой, сейчас четко осталось одно чувство: на следующий год наш флаг должен быть на первом месте турнирной таблицы TRAM-EM 2023.