Верховная Рада 9-го созыва работает уже 5 лет. 28 августа 2019 года народные депутаты официально приступили к работе, присягнув на верность Украине. Что произошло за это время и как изменился главный законодательный орган страны, мы узнавали у политолога и руководителя Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.
- Раде этого созыва – 5 лет. Как она изменилась за это время, какой была и какой стала?
- Так и хочется вспомнить классические строки из старой советской песни: «Каким он был, таким он и остался». Но на самом деле, конечно, изменения есть. И они в большей степени касаются ситуации во фракции «Слуга народа». Ну и, конечно, важный фактор изменений – это война и военное положение. Это очень сильно ударило по украинскому парламентаризму - и по состоянию, и по статусу, и по влиянию Верховной Рады. Пожалуй, такого падения влияния украинский парламент никогда не переживал за всю свою 30-летнюю историю.
- В чем главное отличие? Было монобольшинство, а теперь?
- Формально однопартийное большинство сохраняется. В начале работы нынешнего парламента был так называемый турборежим, когда как минимум месяц-полтора штамповали законы, решения. Фракция «Слуг» выглядела монолитной, и был полный тотальный контроль над ситуацией в Верховной Раде, чего раньше никогда не было.
Сейчас же - ничего подобного. Мы видим, что большинство хотя формально и сохраняется, реального большинства нет. И как это часто бывало раньше, сейчас президентской фракции нужно пользоваться услугами ситуативных партнеров. Благодаря этому офис президента сохраняет некий общий контроль над Верховной Радой, но тотального контроля, в отличие от того, что было в 2019 году, нет.
– Какие главные проблемы встали перед парламентом?
- Самое, пожалуй, проблемное для президентской партии и для монобольшинства в том, что целый ряд депутатов этой партии ушли в оппозицию. В прямой оппозиции группа Разумкова, а это был фактически второй номер партийного списка, бывший председатель Верховной Рады. Часть депутатов в косвенной оппозиции, кто-то вообще отстранился и хочет уйти из Верховной Рады, а кто-то, как, например, Дмитрук, сбежал.
- А почему начались такие центробежные процессы в «Слугах народа»?
-Это было неизбежно, потому что фракция была с самого начала такой пестрой, хаотично и поспешно собранной. Партийный список формировали поспешно, стихийно. Там были люди с очень разными идеологическими взглядами - с пророссийскими взглядами до проевропейских и либеральных парламентариев. И весь этот пестрый состав набирали разные люди в окружении Зеленского.
А теперь часть депутатов начали самостоятельную политическую карьеру. Стали работать на себя, а не на президента, как тот же Разумков, за что он и поплатился, в итоге, постом спикера парламента.
Ну и, наконец, банальный традиционный для украинского парламента фактор – деньги, когда крупные украинские олигархи начали перетягивать целые группы этой фракции под свой контроль. Это тоже подорвало внутреннее единство. Вместе с этим нарастали внутренние противоречия - личностные, политические, идеологические.
- Одна партия вообще исчезла из парламента…
- Да, одна из партий, которая преодолела 5-процентный барьер и имела самую большую фракцию – ОПЗЖ - прекратила свое существование в результате войны. Вот это тоже очень существенное изменение.
И, конечно, проблемы «Голоса», который почти под копирку повторяет проблемы «Самопомощи» в предыдущем парламенте. Эта партия и депутатская фракция состоит из молодых прозападных либералов, которые оказываются очень неустойчивыми. У них был ситуативный лидер (Вакарчук. – Ред.), и когда он отошел, во фракции началось внутреннее брожение, противоречия и потерялось внутреннее единство.
Но главная проблема и главное изменение, которое произошло с этим парламентом, – это самый серьезный кризис украинского парламентаризма. Резко сократилось влияние Верховной Рады и на процесс принятия решений, и в целом влияние на политическую ситуацию в стране. Это, конечно, не только следствие однопартийного большинства. Из-за войны и военного положения парламент оказался в тени. Он оказался как-то таким вспомогательным инструментом в законодательном обеспечении сопротивления российской агрессии и в обеспечении европейской интеграции. И уровень поддержки Верховной Рады резко снизился.
- Не кажется ли вам, что за 5 лет этого парламент, статус депутата потерял свою значимость?
- Однозначно, депутаты стали терять свое влияние, свой статус. Недаром впервые за всю историю украинского парламентаризма многие депутаты сейчас хотят уйти из Рады. Всегда это было исключением из правила, а сейчас это уже тенденция. А это как раз следствие резкого снижения влияния парламента и девальвации статуса народного депутата. А сейчас депутатов не воспринимают всерьез ни в министерствах, ни в органах исполнительной власти, ни в местных администрациях, ни в их регионах.
И, конечно, к этому еще надо добавить, что появились дополнительные проблемы и ограничения. Самые, пожалуй, проблемные – это пожизненный финансовый мониторинг состояния депутата и ограничения на выезд за рубеж. В итоге, пожалуй, никогда за всю историю украинского парламентаризма народные депутаты не были такими маловлиятельными, как сейчас.
- Но хоть что-то хорошее этот парламент показал?
- Естественно, все-таки живет, несмотря на все проблемы. И все понимают, что в условиях демократии парламент - это необходимый значимый институт, без которого не может работать демократия. Поэтому многие парламентарии, особенно эксперты, политики вне нынешней Верховной Рады ожидают возрождения украинского парламентаризма после завершения войны. Что в стране будет парламентско-президентская модель не только формально, но и де-факто. Все-таки про парламент не забывают, его не собираются отправлять в архив, в утиль. Все надеются на то, что парламент воспрянет в своем влиянии.
Верховная Рада сыграла очень важную роль в обеспечении процесса европейской интеграции, в законодательном обеспечении военно- политического сопротивления российской агрессии. Абсолютное большинство народных депутатов при всех внутренних противоречиях объединяются, когда речь идет о ключевых национальных интересах. Это очень важная и позитивная тенденция в нынешней Верховной Раде.
- Какой опыт парламент приобрел за эти 5 лет?
- В первую очередь, опыт однопартийного большинства. Он неоднозначный, но все же опыт. Там были и положительные моменты. У нас многие всегда мечтали, чтобы в едином порыве депутаты не тратили месяцы на решение разных сложных задач, быстро принимали законы. Ну вот попробовали.
Оказалось, иногда это хорошо, иногда не очень. И над законами надо работать тщательнее. Поэтому этот опыт однопартийного большинства, на самом деле, был полезным. И полезный урок на будущее, каким образом избегать нынешних проблем.
- Какие самые важные законы приняла эта Рада?
- В довоенный период – самыми значимыми и резонансными были законопроекты по земельной реформе. Потому что с точки зрения экономической политики они имели очень большое значение. Но вместе с этим не удалось завершить процесс децентрализации. Первые шаги были сделаны, но, к сожалению, эта задача не была решена в полном объеме.
А в период войны, конечно, самые значимые решения касались обеспечения процесса европейской интеграции. Например, вот этот пожизненный мониторинг депутатов и чиновников. Это требование по антикоррупционной политике, которое связано как раз с европейской интеграцией Украины.
И эти законы будут очень сильно влиять на кадровую политику, на процесс отбора будущих депутатов, будущих министров, губернаторов и так далее. Далеко не все захотят идти в публичную политику или на высокие государственные должности.
Да, понятно, коррупционные искушения всегда были и будут. Тем не менее созданы такие очень сильные инструменты финансового контроля за депутатским корпусом. Поэтому это тоже неоднозначное, но очень значимое решение.
- Когда будут парламентские выборы, нынешняя конфигурация сохранится, Зеленский получит опять большинство в парламенте?
- Думаю, что, скорее всего, нет. Есть целый ряд факторов, которые можно назвать неизвестными и неопределенными. Сейчас президент сохраняет достаточно высокие личные рейтинги - около половины населения доверяют ему. А вот рейтинги «Слуг народа» значительно ниже. И если бы выборы сейчас проводились, то точно большинство бы он не получил. Другое дело, что все в ожидании, что выборы будут после войны. А после войны почти наверняка уже не будет «Слуг народа», а будет новый президентский проект.
Но самое главное ожидание связано с так называемой условной партией Валерия Залужного. Это ожидание очень распространено, и если Залужный придет в политику, то, учитывая его достаточно высокую популярность, его партия может стать победителем будущих парламентских выборов. Но каким победителем - относительным или получит абсолютное большинство, сейчас нельзя точно спрогнозировать. Многое будет зависеть от послевоенной ситуации.
- А старые «мастодонты» сохранятся - Тимошенко, Порошенко?
- Порошенко, скорее всего, да. Его партия имеет шансы остаться в Верховной Раде, хотя, возможно, с меньшим результатом. У него устойчивое электоральное ядро. Юлия Тимошенко - опытный политик и держит нос по ветру. И сейчас она примеряется на две ниши, которые у нас постепенно формируются в нашем электорате.
Одна ниша – это сторонники мира. И она явно начинает тестировать миротворческую риторику, особенно когда обсуждался законопроект о мобилизации.
Второе - это ее классическая фишка - социальный популизм. Надо учитывать, что послевоенный период будет очень тяжелым в социально-экономическом плане. Это может проявляться и по налогам, и по ценам, и по многим другим параметрам. Уровень жизни, к сожалению, упал существенно во время войны. И Юлия Владимировна будет это использовать.
Другое дело, что Порошенко и Тимошенко, действительно, воспринимаются молодым избирателем как «мастодонты». Они из прошлой политической эпохи. И молодое, и среднее поколение будут искать кого-то новых. Но Тимошенко и ее партия могут быть и зацепиться за 5%-й проходной барьер. То есть пока ее не стоит списывать со счетов, но ей это будет сделать тяжело. Может быть, тяжелее всего за всю ее политическую карьеру.
КОНКРЕТНО
После избрания в 2019 году было создано 5 фракций и одна депутатская группа. Это "Слуги народа", «Оппозиционная платформа – За жизнь", "Европейская солидарность", ВО «Батькивщина», партия "Голос" и депутатская группа "За будущее".
Сейчас конфигурация изменилась. После запрета в 2022 году «Оппозиционной платформы – За жизнь" ее члены создали депутатскую группу «Платформа за жизнь и мир». И сейчас в парламенте действуют 4 фракции и 3 депутатские группы. Это «Слуги народа», ВО «Батькивщина», «Европейская солидарность», «Голос», депутатские группы «За будущее», «Доверие», «Восстановление Украины» и вне фракционные депутаты.
Количество поданых за 5 лет законопроектов приближается к 6 тысячам. А принято за это время было 1218 законов.
В новом созыве парламента Украины в зале зарегистрировались 405 нардепов из 424 зарегистрированных ЦИК. По состоянию на 1 августа 2024 г. в ВР работает 401 нардеп.
Впервые в истории независимой Украины большинство Верховной Рады получает одна партия. В 2019 году "Слуги народа" провели в Раду 252 народных депутата. После того как свое монопольное положение в политике потеряла Компартия СССР, сформировать в парламенте монобольшинство не удавалось ни одной партии. Теперь количество «Слуг» сократилось до 233 депутатов.