6-9 июня 2024 года пройдут выборов в Европарламент в 750 – миллионном ЕС. По результатам предпочтений их голосов будет сформирован ландшафт политических сил, которые следующие пять лет определят не только внутреннюю, но и внешнюю политику ЕС, в частности, по поддержке Украины.
Европейский парламент (Европарламент) — законодательный и представительный орган Европейского союза (ЕС), напрямую избираемый гражданами государств — членов ЕС. Выборы проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на политические фракции, которые представляют собой общеевропейские партийные объединения.
На Европарламент возложена важная миссия – он осуществляет политический контроль, прежде всего, над Европейской комиссией, вплоть до вынесения вотума недоверия (которым он еще ни разу не воспользовался). Полный перечень функций парламента выглядит так:
Евросовет утвердил количественный состав Европарламента для выборов в 2024 году. "Решение устанавливает количественный состав в Европейском парламенте в 720 мест с учетом демографических изменений в государствах-членах ЕС", - сообщается в коммюнике Евросовета, опубликованном в Брюсселе. Согласно договору о Европейском союзе, число членов Европейского парламента не может превышать 750 человек плюс председатель .
Цифры членов Европарламента 2024-2029 гг. от каждой страны союза таковы:
Бельгия - 22, Болгария - 17, Чехия - 21, Дания - 15, Германия - 96, Эстония - 7, Ирландия - 14, Греция - 21, Испания - 61, Франция - 81, Хорватия - 12, Италия - 76, Кипр - 6, Латвия - 9, Литва - 11, Люксембург - 6, Венгрия - 21, Мальта - 6, Нидерланды - 31, Австрия - 20, Польша - 53, Португалия - 21, Румыния - 33, Словения - 9, Словакия - 15, Финляндия - 15, Швеция - 21.
В разных странах применяют разные избирательные системы, но есть и общие составляющие. Самое важное условие заключается в том, чтобы в выборной системе использовался принцип пропорционального представительства. Тогда как крупные, так и малые партии получат возможность иметь своих представителей в Европейском парламенте. Каждая страна может организовать выборы по своим национальным обычаям.
В соответствии с правилами ЕС депутат Европарламента не может быть членом национального правительства или парламента, а также не может занимать должности в институтах Евросоюза.
Депутаты ЕП избираются прямым всеобщим голосованием во всех государствах – членах ЕС на пятилетний срок в соответствии с их национальными избирательными системами.
В бюллетенях для голосования представлены национальные партии. На европейском уровне они объединяются в Европейские политические партии, которые образуют фракции Европарламента. Европейские политические партии определяют главных кандидатов на выборах. В многоязычном Европарламенте насчитывается более 200 национальных партий, которые объединены в восемь политических фракций или групп.
Сейчас в Европарламенте есть следующие фракции:
Выборы 2024 года отличаются двумя связанными между собой факторами, связанными между собой. Первый – стабильный рост популярности ультраправых, евроскептических, а иногда и откровенно антиевропейских политических сил. Второй – это российское вмешательство в общеевропейские выборы, которое становится все более очевидным.
Согласно оценкам Европейского совета по международным отношениям (ECFR), после июньских выборов в Европарламент произойдет "существенное смещение вправо во многих странах, правопопулистские и праворадикальные партии получат голоса по всему ЕС, а левоцентристские и "зеленые" партии их потеряют".
Ультраправая "Идентичность и демократия" может стать третьей по величине фракцией в новом парламенте после ЕНП и Прогрессивного альянса социалистов и демократов. Эксперты Европейского центра политики (ЕРС) прогнозируют, что "националистическим, праворадикальным законодателям" в новом Европарламенте достанется четверть мест.
Насколько серьезна угроза того, что результаты выборов в Европарламент приведут к ослаблению поддержки Украины, в то время, когда страна противостоит российской агрессии и стремится ко вступлению в ЕС? "Эта угроза высока", - признает директор римского Института международных отношений Натали Точчи.
Впрочем, она добавила, что правые партии более склонны обращать внимание на внутреннюю политику, "лелеять, открыто или скрыто, прокремлевские симпатии и меньше увлекаться борьбой Украины за свободу и демократию".
Натали Точчи добавляет, что сформировать сильное антиукраинское лобби в ЕП представителям праворадикальных партий может помешать и тот факт, что "многие эти партии часто не согласны друг с другом по вопросам, связанным с Украиной". "У них также очень разные взгляды практически на все: трансатлантические отношения, миграция, экономическая безопасность и прочее", - объясняет эксперт.