1 апреля
Загрузить еще

От Adidas до IKEA: какие бренды собираются вернуться в Россию. И собираются ли

От Adidas до IKEA: какие бренды собираются вернуться в Россию. И собираются ли
Фото: pexels.com

Слухи о возвращении в Россию крупных зарубежных компаний – о чем в РФ трубят уже несколько дней – оказались сильно преувеличенными. Коротко про – о том, как россияне хотят сказку сделать былью, но не получается.

«Аристон» как будто бы… но нет

Пока ни одна из крупных иностранных компаний, покинувших Россию после февраля 2022 года, не сделала официального публичного заявления о твердом намерении вернуться. Единичный случай с компанией Ariston (Италия) – производителем отопительной и водонагревательной техники – тяжело назвать показательным, как бы ни трубили в четверг, 27 марта, российские СМИ победное «Они возвращаются!».

Исполнительный директор Ariston Паоло Мерлони заявил, что «возобновит работу с российской «дочкой» Ariston Thermo Rus, полностью соблюдая санкции», после того как Владимир Путин отменил указ о передаче ее активов АО «Газпром бытовые системы».

Указ был подписан в апреле прошлого года и привел к такому скандалу, что МИД Италии вызывало посла России Парамонова и требовало от него разъяснений по вопросу сей «национализации». Парамонов заявил, что Италия «сама виновата, потому что пожертвовала реальными национальными интересами ради участия в бесперспективных и опасных антироссийских геополитических авантюрах».

И вдруг итальянцы, забыв об обидах, стремятся вернуться на российский рынок… Верится с трудом, тем более в мае прошлого года итальянский министр по делам предприятий Урсо пригрозил России ответными мерами после решения Москвы. Хотелось бы, конечно, послушать материнскую компанию и узнать об этом решении чуть больше, чем сказал их СЕО. На официальном сайте группы Ariston никаких заявлений о возвращении в Россию нет.

Как итальянцы планируют работать в санкционных условиях – отключении российских банков от системы международных платежей, заморозки активов российских компаний за рубежом, ограничения на экспорт и т.д., - Паоло Мерлони тоже не рассказал.

Обещать не значит жениться

Скажем так: некоторые мировые компании и секторы проявляют интерес к возвращению при определенных условиях, таких как снятие санкций. Но «проявлять интерес» и «возвращаться» - это две разные вещи.

Так, ведущие мировые энергетические трейдеры, такие как Gunvor и Mercuria Energy, допустили возможность возвращения на российский рынок. Bloomberg со ссылкой на глав компаний сообщает, что основным условием они называют снятие санкций.

"Если санкции смягчат таким образом, что нам можно будет вернуться, то почему бы и нет?" – цитирует Bloomberg представителя одной из компаний. И да, это не конкретное обещание, а скорее гипотетическая готовность при изменении политической и экономической ситуации.

Другие компании, в том числе и итальянские, выразили свое практически аналогичное мнение в лице главы Ассоциации итальянских предпринимателей в РФ Витторио Торрембини, который в 2023 году в интервью отметил:

- Они (компании, которые ушли из России после 2022 года. - Ред.) пойдут на такой шаг, как только позволит ситуация.

Монстры рынка, такие как IKEA, H&M, McDonald's, Coca-Cola, Starbucks, Renault и другие, либо полностью ушли, либо продали активы с опционами на возврат и не подтверждали планов возвращения. Чаяния РФ о возвращении их на рынок (на условиях России, разумеется) базируются на слухах, при этом компании либо хранят молчание, либо отрицают возможность возвращения.

В феврале некоторые телеграм-каналы сообщали о неофициальных переговорах Boeing с российскими перевозчиками о поставках самолетов в обмен на доступ к российскому титану. Сама компания слухи не комментировала.

Глава РФ Путин в середине марта намекал, что ведутся переговоры с иностранными компаниями, в том числе из энергетического сектора, но конкретные названия не раскрывались.

Руководитель Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев в феврале сообщал Financial Times, что ожидает возвращения ряда американских компаний во втором квартале 2025 года. Однако он не уточнил, о ком идет речь.

То есть навести интригу – навели, а что будет дальше?

Реакция иностранных компаний на заявления российских чиновников в основном сдержанная или отсутствует вовсе. Расценивать это можно как угодно: как стратегию, скептицизм, нежелание вступать в дискуссии на фоне санкций и репутационных рисков. Максимум, что можно выжать из этого молчания, так это намек на то, что возвращение если и произойдет, то вовсе не потому, что об этом умоляли россияне, а потому что санкции снимут. И только в случае однозначного снятия этих самых санкций. И на условиях самих компаний, а не России.

Кстати

Немцы о России не думают

По опросу журналистов Deutsche Welle, из нескольких немецких компаний, работавших на российском рынке до полномасштабного вторжения РФ в Украину, о возвращении подумывают… примерно никто.

В Siemens ответили, что «какого-либо участия в России в настоящее время не предвидится», добавив, впрочем, что в концерне «не могут строить предположения о будущем». До ухода из РФ там работали около 2700 сотрудников Siemens, оборот концерна в РФ в 2021 году составил 834 млн евро.

В Adidas заявили, что для них «ничего не изменилось». На презентации в начале марта представитель компании признался, что о российском рынке они не думают «ни секунды». Adidas официально не покидал Россию, но после начала войны закрыл там свои магазины и прекратил онлайн-торговлю.

В Volkswagen DW также ответили, что концерн «на данный момент не планирует возвращаться на российский рынок» и не комментирует «какие-либо будущие сценарии и возможные варианты развития событий».