Кто такие иноагенты и почему они стали «пограничниками» зыбкого рубежа между инакомыслием и свободой слова? Недавний пример Грузии заставил задуматься: почему вообще иноагенты стали камнем преткновения, и как в разных странах смотрят на организации, работающие у них, но получающие зарплату за границей. Как выяснилось, смотрят косо и принимают не самые либеральные для иноагентов законы.
KP.UA разбиралась, что же представляют из себя эти «иноагенты» и почему за ними следят.
Это физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно занимается политической и финансовой деятельностью в интересах иностранного государства.
Нельзя сказать, что иностранный агент – это однозначно плохо, просто в нашем понимании слово «агент» носит негативный оттенок, и мы невольно ассоциируем «агента» со «шпионом». К слову, в английском языке ближайший синоним «иноагента» – «зарубежный представитель».
Поскольку каждое государство в первую очередь заботится о своих интересах, на занятия иноагентов во многих странах наложены ограничения и прописаны строгие правила игры. Понятие «иноагент» не относится к тем, у кого есть дипломатический иммунитет.
В Штатах законодательство по иноагентам считается наиболее полным и хорошо разработанным. Эталоном выступает «Закон о регистрации иностранных агентов» (Foreign Agents Registration Act, он же сокращенно FARA), принятый еще в 1938 году в качестве противовеса германской пропаганде накануне Второй мировой войны. К слову, именно его перевод на грузинский язык лег в основу скандального законопроекта «О регистрации иностранных агентов». Впоследствии FARA распространился не только на германских агентов, но и вообще не все политические лобби иностранцев.
По FARA, все иноагенты обязаны зарегистрироваться в этом качестве в Министерстве юстиции США, причем сообщать о себе максимально полную информацию, вплоть до того, куда были потрачены средства иностранного заказчика и кто выступил их получателем. Под прицел закона попадают те, кто за счет зарубежных вливаний ведет политическую деятельность, представляет информационные услуги, лоббирует интересы иностранного заказчика в любом ведомстве, Конгрессе или среди госслужащих. Исключение составляют иноагенты, работающие в сферах образования, науки, искусства и религии.
За нарушение американского закона об иноагентах предусмотрен штраф до $10 000 и (или) лишение свободы на срок до 5 лет. Естественно, с последующей депортацией из страны.
Также об иноагентах заботится параграф 951 раздела 18 Кодекса США, по которому все зарубежные представители обязаны уведомить генпрокурора США о своей деятельности, иначе – штраф (размер не указан) или лишение свободы до 10 лет. Или все вместе, в зависимости от тяжести преступления.
Кроме этих основных законов, существуют десятки других плюс подзаконные акты.
Здешнее законодательство об иноагентах базируется на американском и даже имеет чуть ли не полное с ним сходство. С 2018 года, когда вступил в силу «Закон о программе прозрачности иностранного влияния», все австралийские нерезиденты, работающие на территории страны, обязательно должны зарегистрироваться, а затем подробно описывать свою деятельность в публичном реестре. Власти говорят, что так любой гражданин Австралии – от члена правительства до дворника – сможет получить доступ к информации о характере и объеме иностранного влияния в стране.
Нерегистрация, предоставление ложной информации, невыполнение обязанностей по освещению деятельности считаются уголовным правонарушением, за которое предусмотрен штраф или лишение свободы на срок до 5 лет. Интересно, что австралийское законодательство считает политической деятельностью иноагентов даже посты в социальных сетях.
Здесь иностранными агентами считаются неправительственные организации, иностранное финансирование которых составляет не менее 24 тыс. евро (24,2 тыс. долларов) в год. Такие организации должны быть зарегистрированы как «получающие иностранное финансирование», иначе они могут быть закрыты. Как показывает практика, соблюдают это требование несколько десятков таких организаций, тысячи же – банально этот закон игнорируют.
Особое «внимание» властей Венгрии вызывают организации, финансируемые из-за границы миллиардером, этническим венгром Джорджем Соросом (Дьердем Шорошем). Президент страны Виктор Орбан обвинил Сороса во вмешательстве во внутренние дела страны именно из-за присутствия многочисленных НКО (некоммерческая организация) и НПО (неправительственная организация), существующих на его деньги.
Венгерский закон об иноагентах часто сравнивают с его российским аналогом из-за чрезмерной стигматизации независимых организаций, которая приводит к утрате доверия к ним у венгерского общества. И даже тот факт, что Европейский суд назвал закон об иноагентах в Венгрии не соблюдающим законы ЕС и нарушающим фундаментальные права, не изменило ничего: власти отменили этот закон… и тут же приняли другой, аналогичный прежнему.
Как такого отдельного закона об иностранных агентах здесь нет, в 2021 году власти отказались принимать отдельный документ, ссылаясь на то, что и так справляются с «растущим внешним давлением». В Беларуси поступили проще: внесли в Уголовный кодекс поправку в статью «Измена государству», добавив формулировку «за оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь». Вполне понятно, что под это определение легко может попасть деятельность любой некоммерческой организации. Кстати, за государственную измену в Беларуси предусмотрена смертная казнь.
Здесь тоже говорят о попытках власти дискредитировать некоммерческие организации. Раскрытие всех данных по деятельности НКО должно происходить в обязательной отчетности для Минюста и широкой общественности. Если иностранное финансирование организации составляет меньше 30%, то достаточно просто разместить общую информацию, например, на сайте. Если внешнее финансирование превышает 30%, тогда с этих денег взимаются пошлины, плюс необходимо указывать источники финансирования всех мероприятий, которые проводятся этой организацией.
Под действие закона попали даже неприкасаемые, казалось бы, экологи. За невыполнение обязательств могут оштрафовать на сумму до 50 000 злотых (10 683 евро). Неоднократные нарушения приведут организацию в суд, затем ее деятельность может быть приостановлена.
Вооруженные таким законодательством польские власти, в первую очередь, пытаются укротить непольские массмедиа – точнее те, кто имеет больше 51% финансирования из-за границы, но работают в Польше. С одной стороны, общественность видит в этом наступление на свободу слова, с другой – относится с пониманием, поскольку владельцами интернет-сайтов, телеканалов и печатных СМИ могут выступать граждане недружественных стран, например, РФ. С соответствующей повесткой, разумеется. Впрочем, Польша, как член Евросоюза, все-таки пытается «сдержать угрозу безопасности государства» аккуратно, не давая поводов для критики со стороны ЕС.
Тут с негосударственными организациями борются так, как будто это однозначно враги и «засланные казачки». В 2017 году в Египте был принят закон об организациях, финансируемых из-за рубежа, по которому НГО должны были просить разрешение на все виды своей деятельности в Египте у «компетентного административного органа». «Орган» должен был определить, соответствует ли работа этой организации целям правительства. Либо проигнорировать любые уведомления, которые не включают «все необходимые данные и документы».
Во всем остальном ничего нового не было: суд, штрафы до 55 тыс. долларов и 5 лет тюрьмы за несоблюдение законодательства.
Египетский закон об иноагентах запрещал больше, чем разрешал: так, возбранялось проводить опросы общественного мнения и публикацию их результатов, проведение полевых исследований или раскрытие их результатов без одобрения правительства – потому что оно «должно было обеспечить честность и нейтральность опросов и их актуальность для деятельности НГО».
Также запрещалась любая другая деятельность с расплывчатыми формулировками, например, любая «политическая» работа или та, в которой присутствуют словосочетания «национальная безопасность», «общественный порядок, «общественная мораль». При этом в законодательстве Египта определения этих терминов нет, и поэтому их широко использовали для криминализации вполне конституционных деяний, например, мирных митингов или художественной деятельности.
Общественность взбунтовалась: в Египте широко распространена гуманитарная деятельность иностранных организаций, и рамки законодательства могли бы существенно ее ограничить вплоть до ухода из страны. Через два года после серьезных дискуссий в правительстве и давления из-за границы парламент Египта убрал из закона упоминание о тюрьме, указав вместо этого сумму штрафа до 60 350 долларов. И добавил многочисленные, чуть ли не ежедневные проверки деятельности НГО (негосударственная организация).
Это законодательство давно уже заслужило в Египте славу «драконовского», но, как выяснилось, хорошо, хоть такое есть. До его принятия, например, еще в 2014 году членов неправительственных организаций тысячами сажали в тюрьму и даже казнили, и до 2017 года деятельность НГО в Египте в принципе была невозможной. Сейчас действует «драконовский» закон, но немногие все-таки решаются работать в подобном правовом поле.
Закон об иноагентах в нашей стране был одним из печально известного списка «законов 16 января» 2014 года. Была попытка ввести понятие ««общественное объединение, исполняющее функции иностранного агента» или «физическое лицо…» Согласно этому «закону», иностранные агенты должны были зарегистрироваться, а получаемые ими средства должны были облагаться налогами на прибыль. Однако 2 февраля 2014 года соответствующий закон утратил силу вместе с остальным списком актов "16 января".