Что ни день, то на сайте Министерства юстиции появляется новость о запрете очередной пророссийской партии. Предполагается, что очищение политического ландшафта от политических сил, ориентирующихся на Кремль или финансируемых из Белокаменной, усилит национальную безопасность страны. Действительно ли это так? Сколько времени понадобится, чтобы очистить украинскую политику и общественную жизнь от засилья пророссийских политических и общественных организаций? Как в Украине делается бизнес на регистрации партий? На эти и другие вопросы в интервью "КП в Украине" ответил председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
– Алексей, в Министерстве юстиции отчитались, что в Украине в судебном порядке уже запрещена деятельность 10 пророссийских партий, запрет еще семи – в процессе. Как вы думаете, такие запреты действительно позволят очистить политическое поле страны от пророссийских сил?
- Еще рано говорить о запрете пророссийских партий как свершившемся факте. К сожалению, процесс их запрета более длительный, чем это кажется. Пока у нас есть решения судов, которые будут обжалованы представителями отдельных партий. Уже несколько партийных лидеров заявили о намерении идти в Верховный суд. В частности, Шарий заявил, что продолжит судебную волокиту.
И это вполне естественно. Шарию нужен скандал с запретом партии, чтобы потом спекулировать заявлениями о переводе идущих против него уголовных дел в политическую плоскость.
И обратим внимание еще на важный нюанс: сейчас мы наблюдаем процесс запрета пророссийских партий, которые подавали хоть какие-то признаки политической жизни. А для очищения политического поля страны, я считаю, нужно запрещать и «мертвые структуры» - партии, много лет не проявлявшие активности.
Простой пример. На сегодняшний день в реестре Минюста есть партия под названием «Русь единая». Эта политическая сила ранее называлась «Партия политики Путина», финансировалась кремлевскими деньгами и использовалась феээсбэшной машиной для пропаганды. В 2006 году экс-партия политики Путина участвовала в парламентских выборах. Получила катастрофически низкий результат – всего 0,13%. (Через несколько дней после нашего разговора, 24 июня Восьмой апелляционный админсуд во Львове запретил пророссийскую партию "Русь единая", она же "Партия политики Путина", - Ред.)
– А в чем риск от существования «мертвых» партий?
- Оккупанты на временно оккупированных территориях на основе этих партий могут создавать разнообразные советы, псевдоструктуры, чтобы в глазах российских телезрителей легитимизировать свое присутствие в Украине.
– Вы сказали, что процесс запрета пророссийских партий может затянуться. О каких временных рамках идет речь – месяц, год или годы?
– Думаю, займет не больше двух месяцев.
– Судебные процессы по запрету политических партий проходят в закрытом режиме. Официальная причина – карантинные ограничения. Политики уже указывают, что это нарушение прав. Есть ли риск, что они потом обратятся в ЕСПЧ и этот закрытый судебный процесс будет дорого стоить бюджету Украины?
- Риски минимальные. ЕСПЧ будет на украинской стороне.
Закрытый формат судов вполне правильный и оправданный. Нельзя разрешать, чтобы судебный процесс использовали для российской пропаганды. В условиях войны мы должны думать не только о правах людей, но и в первую очередь заботиться о факторе безопасности.
– Имущество запрещенных партий должно отойти в пользу государства. О каком имуществе идет речь и можно ли его измерить в денежном эквиваленте? К примеру, что от того же ОПЗЖ может отойти государству?
– Если мы посмотрим на финансовую отчетность пророссийских партий, то они выглядят как нищие. То есть имущества у них очень мало: офисы в аренде, автомобили - в частной собственности. Речь идет о небольшом количестве имущества.
Комитет избирателей проводил много исследований по финансированию и имуществу партий, и выводы неутешительные – 70% теневых средств. Если посмотреть финансовую отчетность партии, то получалось, что официально работает только один работник на 300 кв. м офиса. Зарплаты и другие выплаты были в конвертах.
– При многих политических партиях были созданы общественные организации, разные «молодежки», женские крылья партии. Нужно ли автоматически и эти ОО запрещать?
– Да, конечно, нужно проводить ревизию и общественных организаций. Я бы выделил две категории общественных организаций, которые нужно проверить, а затем запретить. Первая – припартийные общественные организации. Это, как верно вы заметили, молодежные, женские ОО, часто имевшие идентичное название с партией, партийные фонды, центры и т.д.
Вторая категория – пророссийские общественные организации, не имеющие отношения к партиям, но финансируемые из РФ. Есть несколько десятков таких организаций. На сегодняшний день у нас есть ОО, которые финансировались из фонда «Русский мир». Этот фонд создан указом Путина и де-факто является структурным подразделением ФСБ.
Важно зачистить политическое поле от любых проявлений «русского мира». Также следующим шагом должно быть принятие правительственного законопроекта, вносящего изменения в закон о статусе депутатов местных советов. Документ предусматривает, что если партия запрещена судом, то есть основание для лишения мандата депутатов местных советов, избранных от этой политсилы.
– Представим, что сегодня Верховный суд запрещает определенную политическую партию, а уже завтра лидеры этой политической силы подают документы в Минюст для регистрации новой политсилы. Так может быть?
- В полной мере. Вероятность такого развития событий очень высока. Я уверен, что мы увидим возрождение пророссийских партий в более мягком формате. Это мы наблюдали даже на примере нацистской Германии. Нацистская партия была запрещена в 1945 году, а через 15 лет появились неонацистские партии, которые существуют и сегодня. Представители отдельных таких партий даже представлены в местных парламентах. И сейчас они выступают в поддержку политики Путина.
Я не исключаю, что будет попытка восстановить ОПЗЖ. Мы видим, что на останках ОПЗЖ созданы две депутатские группы, которые в будущем перерастут в политические силы с такими названиями.
Думаю, будет попытка создать классическую левую партию. Можно прогнозировать движения по созданию партий под нейтральными названиями с целью привлечь голоса сотрудников предприятий, принадлежащих крупному бизнесу. Может появиться партия в защиту «традиционного» православия, то есть русского православия.
Точно нельзя сказать, что после запрета эти партии умрут. В свое время мы не могли представить, что возродится Партия регионов, и она получит на выборах достаточно высокий результат.
– А Партия регионов еще существует?
– Да. Она существует формально – есть в государственном реестре партий. И почему-то в решении СНБО о Партии регионов забыли. Но, думаю, мы увидим ее запрет.
- На сегодняшний день в Украине официально зарегистрировано более 350 политических партий. Почему так много? Зачем регистрировать партию, если нет цели развивать ее?
- Нередко цель создания партии – не приход к власти. В Украине создание партий превратили в бизнес. В избирательный период наблюдаем торговлю членами избирательных комиссий (партия регистрирует своих представителей членами избирательных комиссий на президентских, парламентских, местных выборах, а затем де-факто продает свою квоту другой политической силе).
Такой механизм на практике создает предпосылки для разных манипуляций с волеизъявлением граждан. – Авт.). Нередко партии просто продают. Раньше на черном рынке можно было купить свидетельство, печать и устав партии за 50 тысяч долларов.
– А зачем покупать партию, если можно свою зарегистрировать?
– Для многих политиков дешевле и проще купить существующую партию и потом переименовать, чем регистрировать свою. Купить можно за считаные часы, регистрация займет больше времени.
- Сколько из существующих партий действительно проявляют какие-то активные признаки жизни?
– КИУ проводил несколько исследований на эту тему, мы анализировали активность партий, наличие интернет-ресурсов, ФБ-страниц, проведение акций, участие в выборах, и оказалось, что около 70-80% партий – «мертвые структуры». Реально работающих партий менее 70.
– Что нужно изменить в законодательстве, чтобы не плодить партии, а регистрировать действительно только действенные структуры?
- Следует добавить ряд предохранителей. По моему убеждению, не стоит регистрировать политические партии, имеющие привязку исключительно к одному городу. Такие «ручные» партии выгодны мэрам небольших городов, но они несут угрозу национальной безопасности. Например, запрещена "партия Сальдо", которая никогда не выходила за пределы Херсонской области.
Все они (региональные партии. – Авт.) имеют формальные зарегистрированные ячейки в разных регионах страны, но реально работают в пределах маленького городка. Считаю, что такие политические силы следует на законодательном уровне обязывать выдвигать кандидатов в депутаты в большинстве районов, областей Украины. Прошли выборы, а партия не приняла в них участие – регистрация аннулируется. Тогда владельцы таких партий начнут считать деньги и понимать, что содержать городскую партию – невероятно дорого и сложно.
Также считаю, что следует запретить использовать в названии партии принадлежность к национальному или религиозному меньшинству. Иначе на практике возникнут предпосылки для политических спекуляций: если кто-то выступает оппонентом Партии венгров Украины, то это может показаться в информационной плоскости как оппонирование всей венгерской общины. То же касается Ромской партии или Партии мусульман Украины.
– Как война изменила партийные запросы украинцев?
– Война сменила украинского избирателя. Надеюсь, что украинцы начнут более тщательно анализировать действия политических партий, а не только реагировать на красивые лозунги.
Очень актуальным стал вопрос патриотизма. Ключевые вопросы, которые избиратель будет задавать к политику, лидеру той или иной партии: а чем ты занимался во время войны – воевал или не воевал, волонтерил и как? И т.д.
Убежден, что политиков, которые сейчас находятся за границей или активны из своих частных укрытий, избиратель уже вычеркнул из политической жизни страны. У них нет шансов провести своих кандидатов ни в сельский совет, ни в высший законодательный орган.